Наталья Ковтун,
консультант по PR имиждево-коммуникационной компании PRSG
Помимо того, что выставки это один из наиболее эффективных инструментов маркетинга, это еще и один из самых сложных его инструментов. Кажется, чего проще: оформить стенд, разложить на нем свои товары, а затем ждать потока посетителей, привлеченных яркой продукцией. На деле же нет ничего сложнее, чем качественно отработанная выставка такая, после которой в Вашей компании увидят реальную пользу, принесенную участием в ней. Попробуем разобраться, что же для этого нужно.
Прежде всего, запомните и примите как догму: подготовка к выставке и участие в ней это тяжелый труд. Невозможно в одной статье рассказать подробно обо всех этапах подготовки к выставке, дать развернутые рекомендации как сделать участие в ней максимально эффективным для этого потребовалось бы написать целую книгу. Сегодня мы рассмотрим лишь несколько важных моментов, которые необходимо учитывать.
Предположим, решение об участии в выставке уже принято, стенд заказан, его месторасположение и дизайн известны. Теперь Вам предстоит подготовиться к тем нескольким дням, в которые нужно успеть сделать и сказать все то, что обычно делается и говорится в течение гораздо большего времени.
Подготовка к выставке должна быть очень серьезной, ведь возможность продемонстрировать свои товары и услуги в наиболее выгодном свете огромному количеству потенциальных клиентов появляется только здесь. Но не забывайте, что этот шанс дается не только Вам, но и Вашим конкурентам. Поэтому надо постараться, чтобы они Вас не затмили, а Ваш товар не потерялся в бесчисленном множестве других, представленных на выставке.
Итак, подготовка и участие. Ниже приводится ряд рекомендаций из серии «не забыть» и «сделать обязательно». Однако помните, что всякая выставка индивидуальна, поэтому, чтобы правильно к ней подготовиться, расспросите организаторов и тех, кто уже участвовал в ней о том, какие особенности имеет выставка, насколько активны ее участники и посетители и т. д. Это поможет Вам при разработке программы работы на выставке.
На любой выставке обычно предлагается и раздается великое множество различных рекламных материалов и сувениров. От их содержания и качества зависит какое первое впечатление получит потенциальный клиент о Вашей компании. Поэтому хорошенько продумайте, что именно Вы будете предлагать посетителям.
Максимальная информативность Ваших материалов станет залогом того, что ею заинтересуются не только из-за красочного оформления. Например, на выставке могут быть представлены следующие информационные материалы:
рекламные брошюры с описанием ваших товаров и услуг;
прайс-листы;
каталоги;
рекламные листовки и буклеты;
визитные карточки (корпоративные, личные).
Всего этого должно быть очень много. Рассчитать примерное количество необходимых материалов можно, узнав у организаторов, сколько на выставке обычно бывает посетителей. Но в любом случае помните, что лучше пусть останется лишнее, чем не хватит.
СОВЕТ для выставочного персонала. Старайтесь не раздавать литературу направо и налево. Это неэффективно. Лучше договориться с посетителем и прислать ее позже по почте. Узнайте, какая дополнительная литература ему нужна и вышлите информационные материалы по указанному адресу сразу же после выставки. Не нагружайте посетителя литературой непосредственно на стенде, заботясь о том, чтобы ему было легче ходить по выставке.
Поступив таким образом, Вы проявите внимание. Пообещав что-то сделать и выполнив это, Вы докажете, что на Вас можно положиться. Но самое главное Вы получите возможность повторного обращения к посетителю уже после выставки.
На выставках посетителям предлагается огромное количество литературы, и большая часть раздаточных материалов выбрасывается после сортировки в гостиничном номере. Естественно, кто захочет тащить такую тяжесть домой? Лучше сразу отсечь все ненужное.
Поэтому, целесообразнее организовать централизованную рассылку дополнительной литературы. Этим Вы убьете двух зайцев: обеспечите себе повод для написания письма (повторного обращения, напоминания о себе) после выставки и будете уверены в том, что Ваша литература попала в офис посетителя, а не в корзину для бумаг.
Сувениров должно быть много. Очень много. Они должны быть, как минимум, трех видов: мелкие и дешевые для раздачи всем посетителям, подороже для явно заинтересовавшихся и дорогие для клиентов и важных персон.
Здесь позволю себе обратить Ваше внимание на одну проблему, которая актуальна для всех выставок без исключения. Это, так называемые, «охотники за сувенирами».Они пребывают на выставках в великом множестве исключительно ради наживы в виде ручек, брелков, конфет и т. д. К сожалению, противостоять «охотникам» достаточно сложно, поэтому лучше приготовить для них много мелочи, чтобы иметь возможность при случае отвязаться.
СОВЕТ для выставочного персонала. Слишком назойливому «собирателю» скажите, что у Вас, к сожалению, уже закончились сувениры. Чтобы иметь основание для такого ответа, не выкладывайте на стойки много сувениров. Разложите на них литературу, максимум конфеты, если у Вас их много. А сувениры доставайте по мере необходимости. Очень хороший способ избавиться от «собирателя» это громко сказать своему коллеге: «Я слышал(а), что на входе раздают бесплатные телефоны (разыгрывают компьютер, раздают футболки и т. д.)». После этого, будьте уверены, «охотник» потеряет всякий интерес к вашему стенду и ринется ко входу.
Мелкие сувениры пригодятся для раздачи всем посетителям. Сделайте их максимально полезными, необычными и интересными.
Это, например, могут быть:
конфеты в обертках с фирменной символикой;
воблеры;
календарики, стикеры;
ручки, блокноты;
стрес-боллы, брелоки и т. д.
ФАКТ: На последней выставке «СвязьЭкспоКомм» одна из компаний в качестве сувенира предлагала посетителям нечто вроде веера из пластика, который пользовался большой популярностью, так как на выставке было очень жарко.
Запаситесь пакетами с фирменной символикой, которые Вы будете предлагать посетителям в качестве вместилища для Вашей и чужой литературы. Таким образом, во время обхода стендов посетитель продемонстрирует Ваш логотип всем участникам выставки.
ФАКТ: Компания-участница одной из выставок в Германии приготовила большое количество глянцевых картонных пакетов с длинными веревочными ручками, которые можно было закинуть на плечо. Пакеты были очень яркие и удобные и большинство посетителей целенаправленно искали стенд, где можно было обзавестись такой удобной «тарой» для рекламных буклетов. Ведь пластиковые пакеты, которые обычно предлагают посетителям, имеют свойство рваться под тяжестью бумаги, а носить литературу в руках тоже не очень-то удобно.
Более дорогие сувениры предназначены для посетителей, явно заинтересованных в Вашей продукции. Их потребуется немного меньше. Это могут быть: кружки, сумки, футболки, коврики для мыши и т. д. Сделайте их функциональными и необычными. Дорогие сувениры для специально приглашенных гостей, для постоянных клиентов, в общем для важных персон. Это должны быть сувениры из разряда VIP, и их количество определяется для каждой конкретной выставки отдельно.
Для того, чтобы знать, кто Ваши посетители и иметь возможность проанализировать результаты своего участия в выставке, разработайте анкеты. Анкеты для выставки не должны содержать много вопросов, быть максимально простыми и не требовать много времени для заполнения. Определите, что Вам важнее всего знать о посетителях (потенциальных клиентах), какую получить от них информацию.
Если Вы по окончании выставки собираетесь рассылать литературу, обязательно внесите в анкету графы «ФИО, название фирмы, адрес». Бланки анкет размножьте в большом количестве. Предлагайте посетителю заполнить анкету и подарите ему после этого в качестве благодарности какой-либо сувенир.
Анкетирование создает повод для обращения к потенциальным клиентам после выставки, поможет составить портрет потенциального заказчика, оценить эффективность работы на выставке.
СОВЕТ для выставочного персонала. Вы можете помочь посетителю и сами заполнить анкету с его слов. Когда Вы будете делать записи, разговаривая с клиентом, это произведет на него хорошее впечатление и он поймет, что Вы действительно в нем заинтересованы. Не полагайтесь на память, заполняйте все графы анкеты во время беседы или сразу же после ухода посетителя. Компании нужны достоверные сведения!
Содержание заполненных анкет основа для базы данных, анализ которой поможет Вам получить много информации о Ваших потенциальных клиентах. По этой же базе Вы разошлете дополнительную литературу.
Вместо проведения анкетирования можно собрать визитки посетителей. Чтобы заполучить визитные карточки своих посетителей , некоторые компании устраивают в конце дня розыгрыши призов по визиткам.
ФАКТ: По территории выставки «ТрансРоссия 2001» ходили симпатичные девушки с лототроном, в который они собирали визитки участников и посетителей, предлагая им в назначенное время подойти к определенному стенду для участия в розыгрыше призов. Таким образом они привлекали на стенд дополнительное число посетителей и получали большое количество визиток, а значит и информации.
О том, как отбирать выставочный персонал, составлять программу работы стенда, строить работу с посетителями выставки читайте в следующем номере.