Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Взгляд на тендеры с разных ракурсов

Что такое тендер — сегодня объяснять, наверно, никому не надо. Менеджер фирмы, объявляя тендер, руководствуется вполне объяснимым желанием определиться в изобилии предложений рынка, найти оптимальное соотношение цена/качество для выполнения своего заказа или, в случае конкурса на замещение вакансии фирмы — сотрудника, способного на профессиональное исполнение работы.

Нередки также случаи, когда тендер объявляется с целью получения новых идей, которые могут быть предложены соискателями. Действительно, здесь можно собрать прекрасный урожай, ведь каждый участник конкурса старается продемонстрировать самые лучшие стороны своего интеллекта и креативных способностей.

Можно выделить следующие особенности проведения тендеров:

1) Устроитель конкурса, объявляя тендер, сам четко не определился, что и кто ему нужен. Он как бы «прощупывает» ситуацию, собирает идеи. Пример: создается новый журнал. Учредитель еще не понял, что может дать ему издательское дело, но все-таки решает его начать, по типу «чтоб было». С таким же успехом он мог бы заняться любым другим делом, например, разведением кроликов. Учредитель не знает, какова может быть концепция журнала, каков должен быть штат редакции, сколько платить сотрудникам. Но он хочет, чтобы журнал окупался за счет рекламы, что вполне реально, т. к. журнал будет хорошего полиграфического исполнения. И он объявляет конкурс на замещение должности главного редактора журнала. Приходят к нему редакторы, журналисты, каждый предлагает свое видение концепции, образцы своих материалов. В результате двухмесячного тендера учредитель выбирает журналиста, который смог его убедить в целесообразности своей концепции. Так и появляется на свет новое издание.

2) Устроитель тендера выступает в роли заказчика на изготовление какой-либо продукции или предоставления услуги, руководствуясь принципом «лучше то, что дешевле». Таким образом, за работу берутся фирмы-кустари, а предложения профессионалов отклоняются по причине «дороговизны». Пример: органы местного самоуправления обязаны проводить тендеры на выполнение работ по благоустройству территории муниципалитета, информационному обеспечению деятельности органов МСУ и т.д. Как результат воплощения в жизнь принципа «лучше то, что дешевле» — низкое качество выполняемых работ.

3) Объявитель тендера знает, что хочет: он хочет новых свежих идей для использования их в дальнейшей своей работе. Это откровенное «кидалово» для соискателей. Проблема защиты интеллектуальной собственности при проведении тендеров постоянно поднимается в СМИ. Например, в PR News опубликован комментарий специалистов PRSG «Вы хочете мыслей? Их есть у меня!»

4) Работодатель преследует вполне благовидную цель найти оптимальное соотношение цена/качество для выполнения своего заказа или, в случае конкурса на замещение вакансии фирмы — сотрудника, способного на профессиональное исполнение работы.

Таким образом, думайте сами, решайте сами — участвовать в тендерах или нет. Хотя, на сегодняшний день, пожалуй, есть только одна альтернатива тендеру — знакомство или рекомендации. У «блата» тоже есть множество отрицательных сторон, в том числе, наём сотрудников, не вполне отвечающих профессиональным требованиям, зачастую в ущерб качеству работы.

Возможно, этими материалами мы положим начало новой рубрике PR News — «Странный тендер». Ждем ваши комментарии, статьи и, непременно, примеры подобных тендеров, достойных быть опубликованными в этой рубрике. Или, напротив, может Вам приходилось участвовать в тендере, организованном и проведенном, по вашему мнению, грамотно, справедливо, с пользой как для участников, так и для устроителей. Поговорите о тендерах, поделитесь опытом с коллегами!

© PR News (Санкт-Петербург), № e7, 2003