Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

«Вы хочете мыслей? Их есть у меня!»

К проблеме защиты интеллектуальной собственности при проведении тендеров

Тендер! Как много в этом звуке слилось для нашего брата, живущего заказами на проведение PR и рекламных кампаний! И как часто становится мучительно больно за бесцельно проведенные в творческой горячке при написании гениальных предложений ночи и дни. И ладно бы просто победил сильнейший!

А если не победил никто? Или, того хуже, выиграл тот, кто и в тендере-то заявлен не был? А после ты видишь, как взлелеянные тобой изящные ходы, комбинации и дизайнерские откровения в уродливо-искаженном виде появляются на свет вовсе не по твоей воле и не под твоим чутким руководством. Что же делать? В каких сундуках хранить сокровенные плоды своей творческой мысли?

Давайте сначала определимся — что же такое существующие на сегодняшний день тендеры, каковы их основные черты:

• Отсутствуют формализованные правила проведения подобных конкурсов. Каждый клиент-заказчик проводит тендер по тем правилам, которые изобретает сам. То есть что такое тендер, многие уже понимают, а вот как его организовывают культурные люди, знают единицы. Уверены, любой профессиональный PR-мен и рекламщик может процитировать несколько тех заданий, которым впору быть опубликованными на страницах «Крокодила».

• «Правила игры» меняются клиентом в ходе тендера. Сроки плавают, появляются новые условия (дополнительные этапы, требования, участники и т. д.). Таким образом возникает ситуация игры без правил, где каждый ищет способ как обставить соперника. И пути при этом выбираются в меру своей… как бы это сказать-то поаккуратнее, ушлости, что ли. И, представьте, никто не карает завравшихся, не ставит их на место за неджентльменское поведение, как правило, заказчик смотрит на все это сквозь пальцы.

• Креатив-концепция. Это главный товар тендера, квинтэссенция творческой мысли. Она никак не защищена от бесплатного присвоения ее кем-либо другим, тем же клиентом. Если на Западе при демонстрации концепции от исполнителя ждут описания общей направленности кампании, основных креативных идей без их детализации, то у нас такого подхода, скорее всего, никто не оценит. Выбирают не разумного и понимающего партнера, не профессионала, богатого идеями, а, ну просто как дети, — красивую картинку, интересную рассказку. Вот и приходится детализировать, входить в подробности, уточнять и… рисковать.

• Псевдотендеры. То есть когда тендер вовсе и не тендер, но мы-то с вами этого пока не знаем.

Такое происходит в следующих случаях:
• тендер уже выигран кем-то, но очень хочется соблюсти приличия;
• тендер проводится ради сбора креатива бесталанным маркетинговым или рекламным отделом компании;
• тендер устраивается для устрашения уже работающего с компанией партнера, в результате он должен работать лучше и за меньшие деньги.

И это, разумеется, далеко не все, что можно рассказать о том, как у нас проводятся тендеры. Мы хотели бы поговорить на эту тему с теми, кто тендеры устраивает, кто в них участвует, и еще с теми кто знает, как это надо делать.

Итак, в конце октября 2000 г. в дискуссионном клубе сайта «Все о рекламе в России» прошла on line конференция по проблемам защиты интеллектуальной собственности при проведении тендеров. Устроителями и ведущими пресс-конференции стали сотрудники агентства «Имиджленд Edelman PR»: генеральный директор Вероника Моисеева, содиректор агентства Михаил Дубровский, руководитель отдела информации Юлия Ленченко.

Дискуссия по предложенной теме убедительно показала насущную потребность в серьезной и последовательной работе по развитию и совершенствованию корпоративной этики в российской деловой среде.

Пресс-конференция вызвала большой интерес у рекламного и PR-сообщества. Непосредственно в дискуссии приняли участие более 20 человек. Ознакомились с материалами пресс-конференции более 300 посетителей сайта.

Участниками дискуссии был поднят вопрос о необходимости совершенствования правовой системы в области защиты интеллектуальной собственности. Сегодня рекламные и PR-компании должны серьезно задуматься над формированием корпоративной этики и быть способными сплотиться для выработки действенных «правил игры» и отстаивания своих позиций.

В ходе пресс-конференции были выдвинуты некоторые позитивные идеи и конкретные пути преодоления беззакония в сфере креатива и творческих разработок. В том числе — предание гласности имен недобросовестных заказчиков, привлечение внимания более широких деловых кругов к проблеме.

Выдержки из дискуссии:

«Предлагаю всем желающим для пользы общего дела назвать тех клиентов, с которыми приходилось иметь дело, которых можно смело заносить в «черный список». Конечно, таких фирм пруд пруди, но можно назвать самых откровенных «прокатчиков».

«…не превратится ли он потом, по истечении некоего времени, в монстра с топором в руках, ищущего плагиата в сходстве, ведь грани очень тонки…».
«…самых крупных „прокатчиков“ вряд ли кто-то станет выставлять под своим именем — это чревато разрывом отношений без перспектив восстановления».

«…делается на любом нашем или западном бесплатном сервере простенький сайтик, где в гостевой книге каждый может оставить информацию о том кто, кого и как „кинул“ при проведении тендеров. Поручиться за достоверность будет проблематично, но появится пища для размышления».

На сегодняшний день проблеме защиты интеллектуальной собственности при проведении тендеров уделяется недостаточно внимания со стороны общественности. Только постоянная работа в направлении развития рынка, в том числе деловой этики, плюс широкое паблисити процессов, происходящих внутри сообщества, способны переломить существующую ситуацию.

Выдержка из дискуссии:

«Тендеры тогда станут проводиться корректно, когда клиенты (в массе своей) осознают, что хорошая реклама (PR) им ДЕЙСТВИТЕЛЬНО необходима ДЛЯ БИЗНЕСА, а не потому, что все так делают».

Должны быть серьезные PR-кампании (рекламные кампании могли бы тоже быть очень интересными и результативными) по этой проблематике, необходима выработка конкретных механизмов привлечения к решению проблемы лидеров различных секторов российского бизнеса.

В заключение хочется выразить надежду, что в России все-таки сформируется цивилизованная сфера PR-услуг и рекламы, основанная на принципах уважения прав и интересов клиентов, общества в целом, и укоренятся высокие нормы профессиональной и общечеловеческой этики.

А подобные дискуссии будут продолжены и станут все более конструктивными и продуктивными.

Выдержки из дискуссии:

«Разговоры на больные темы (вот хотя бы в Интернете) небесполезны. Такие вещи имеют обыкновение накапливаться. Общество, частицей которого мы являемся, дозревает до какой-то иной реальности».

«Вот если вынести дискуссию в массовые деловые издания, да на подольше. Чтобы получить reach & frequency, тогда толика толка будет. Вода камень точит».

«Возможно, помогут публикации в прессе или создание подробнейшего договора с расписанными оговорками и прилагаемым креативом…».

Редакция выражает благодарность агентству «Имиджленд Edelman PR» за предоставленные материалы конференции.

© PR News, № 3–4, 2000