Лазарь Залманов, заместитель ген. директора по общественным связям ОАО «ЛОМО»
Анастасия Жаворонкова, корреспондент отдела общественных связей ОАО «ЛОМО»
В прошлом номере PR News мы рассказали о PR-проекте «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!», разработанном и реализованном отделом общественных связей ЛОМО. Благодаря этой акции, проведенной в июле 2000 года, возобновилась продажа фотокамер в России, в Санкт-Петербурге открылось Ломографическое Посольство.Сегодняшней статьей отдела общественных связей ЛОМО мы хотим показать на реальном примере, что PR-отдел на предприятии может играть не только лишь исполнительскую роль, а быть одной из важнейших составляющих системы управления организацией.
Предприятие ЛОМО, основанное в 1914 году, стало первым отечественным производителем оптики и на начальном этапе выпускало продукцию для российской армии. С начала 30-х и до 90-х годов ЛОМО считалось одним из лучших российских производителей отечественной фотоаппаратуры. Фотоаппараты «Фотокор», «Смена», «Любитель», «Алмаз», «Сокол» и другие по праву вошли в историю российского фотоаппаратостроения. Однако в начале 90-х годов в условиях жесточайшего экономического кризиса, вызвавшего значительное снижение жизненного уровня российских граждан, распада централизованной системы торговли и появления на российском рынке дешевых импортных «мыльниц», руководство ЛОМО приняло решение прекратить производство фотоаппаратов.
Выжил один «ЛОМО-компакт-автомат», да и тот при довольно удивительных обстоятельствах. Кто знает, производило бы сейчас ЛОМО этот фотоаппарат, если бы не два предприимчивых австрийца. Именно они придумали новый вид фотоискусства ломографию, увлекли за собой десятки тысяч людей со всей планеты, создали Международное ломографическое общество (ЛО) и в 1995 году обратились к ЛОМО с просьбой о продаже им 1000 «компактов»
В 1993 году ЛОМО было преобразовано в открытое акционерное общество. Изменился статус компании: вместо бывшего государственного предприятия оборонного комплекса появилась крупная частная фирма по производству оптико-механических и оптико-электронных приборов. По-новому пришлось взглянуть руководству ОАО «ЛОМО» на многое в своей деятельности, в том числе и на вопрос об отношениях с общественностью.
Пришлось учиться быть открытыми, строить цивилизованные отношения со СМИ, делиться радостью при немногочисленных удачах, откровенно говорить о проблемах Для этого в 1994 году на ОАО «ЛОМО» был создан отдел по связям с общественностью. Началась нелегкая работа по поддержанию имиджа ЛОМО в глазах общественности. На фоне ежедневных потерь, связанных с самыми тяжелыми годами экономического кризиса появление ломографии пришлось очень даже кстати.
Хотя сначала, честно говоря, к самой ломографии и к возможному сотрудничеству с ЛО на ЛОМО относились с определенной долей скептицизма. Пришлось немало приложить сил, а иногда и хитрости, чтобы убедить руководство предприятия откликнуться на просьбы австрийцев. Дело в том, что в то время «ЛОМО-компакт» был самым убыточным прибором на ЛОМО. Кроме того, руководство компании тогда было уверено, что спрос на этот фотоаппарат, ставший популярным на Западе, как и любая мода, быстро пройдет.
Несколько раз производство «компакта» находилось под угрозой закрытия. Специалистам отдела вновь и вновь приходилось доказывать, что возможности ломографии в продвижении и популяризации торговой марки ЛОМО на мировые рынки без существенных финансовых вложений являются уникальными. Это с лихвой компенсирует убытки от производства. Пришлось даже самим заняться разработкой программы снижения затрат в производстве.
С помощью специалистов многих служб удалось за полтора года довести производство «ЛОМО-компакта» до состояния безубыточности. Правда, в этом существенно помог дефолт 1998 года. В 2000 году был подписан новый пятнадцатилетний контракт на поставку ломографам 500 тысяч камер, что окончательно закрыло вопрос: «Выгодно не выгодно? Делать не делать?».
Итак, «ЛОМО-компакту» было приказано жить долго, ломографии продолжать опутывать собой весь мир, а отделу общественных связей работать бок о бок с австрийскими партнерами, рассказывая о том, что такое ЛОМО, «ЛОМО-компакт» и получившаяся из всего этого ломография.
Отдел общественных связей ЛОМО, чем может, помогает представительству ЛО в Питере. Мы участвуем в организации и проведении ломографических конкурсов, всевозможных ломографических акций. Для нас ломография это глобальный PR-проект, работа над которым, как мы надеемся, будет продолжаться еще долгое время. Например, совсем скоро, в июле этого года, на ЛОМО пройдет встреча ломографических послов со всего мира.
Цель акции познакомить ломографов из разных стран с предприятием производителем культового фотоаппарата и обменяться опытом работы. Как ожидается, акция вызовет большое внимание со стороны СМИ, как российских, так и зарубежных.
В конце мая петербургские ломографы показали свою фотовыставку на традиционном международном фестивале оранжировщиков цветов, а с июня по август в Ленинградской области проходит благотворительная акция, в ходе которой сотни воспитанников детских домов будут приобщены к искусству ломографии.
Сегодня на сайте Международного ломографического общества, куда ежемесячно обращаются около 500 тысяч посетителей, насчитывается порядка тысячи собственных страниц уже вступивших в ряды поклонников нового вида искусства. Многие из них уже «прожженные» ломонавты, другие «вновь испеченные» ломографы. Все они размещают сотни, тысячи безумных снимков, рассказов о своем видении ломографического мира и о своей жизни с «ЛОМО-компактом». Каждый посетитель сайта МЛО может заглянуть в гости к одному из своих коллег, проживающему в любой части Земного шара, узнать, как дела, посмотреть новые достижения братьев-ломографов, поделиться своим «ломографическим» опытом.
Через Интернет ломография проникает повсюду, с каждым днем увлекая за собой все больше и больше людей. Пока на сайте ЛО есть только ссылка на главной странице, дающая информацию о российском предприятии ЛОМО, которое производит легендарный фотоаппарат «ЛОМО-компакт». Но уже достигнуто соглашение о совместном использовании сайта www.lomo.com с ноября 2001 года.
Сначала ОАО «ЛОМО» по эксклюзивному контракту отправляло в Австрию только фотоаппараты «ЛОМО-компакт». Однако за последние 67 лет ломографы явно «подросли» и начинают постепенно играть «по крупному». Со временем родилась идея о том, чтобы поставлять ЛО в Вене не только «компакты», но и другую продукцию, производимую на ЛОМО. Недавно на ЛОМО прошло совещание руководства компании с президентами Международного ломографического общества, на котором было принято решение о начале продаж ломографами прибора ночного видения «Эльф».
Недавно ломографы открыли новую страничку в Интернете специально для «Эльфа». Попав туда, вы сможете побродить с прибором ночного видения по темной гостинице, заглянуть в номера, в сад, пофотографировать, а в конце посмотреть сделанные фотографии. Эта страничка не лишена оригинальности, как, собственно, и весь мир ломографии.
Конечно, кто-то может сказать, что предприятию просто повезло, что в мире нашлись энтузиасты, увидевшие изюминку в фотоаппарате «ЛОМО-компакт». Видимо, по-своему, они будут правы. Хотя, как говорят: «Случай помогает только уму, готовому им воспользоваться».
Этот же пример вполне может быть уроком для многих российских промышленников. И хотя изобретение ломографии принадлежит австрийцам, мы считаем, что ЛОМО не упустило своего шанса и использовало уникальную возможность, представившуюся ей для продвижения своего имени. В этом немалая заслуга принадлежит бывшему генеральному директору ЛОМО Илье Клебанову, который принял волевое решение продолжить производство самого убыточного прибора, нынешнему генеральному директору Аркадию Кобицкому, сумевшему привести это производство практически в безубыточное состояние и восстановить серийное производство в необходимом объеме.
Отдел общественных связей также может гордиться тем, что доказал: PR в организации это не только написание пресс-релизов, а один из важнейших элементов системы управления предприятия в условиях рыночной экономики.
Но вопросы еще остались. Например, как может сочетаться имидж серьезного и крупного оборонного оптического предприятия с образом нестандартного, порой легкомысленного, иногда почти «сумасшедшего», но очень модного направления в фотоискусстве? Над решением этой задачи нам еще предстоит много работать.