Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

ЛОМО: уPRавление производством

Лазарь Залманов, заместитель ген. директора по общественным связям ОАО «ЛОМО»

Анастасия Жаворонкова, корреспондент отдела общественных связей ОАО «ЛОМО»

В прошлом номере PR News мы рассказали о PR-проекте «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!», разработанном и реализованном отделом общественных связей ЛОМО. Благодаря этой акции, проведенной в июле 2000 года, возобновилась продажа фотокамер в России, в Санкт-Петербурге открылось Ломографическое Посольство.Сегодняшней статьей отдела общественных связей ЛОМО мы хотим показать на реальном примере, что PR-отдел на предприятии может играть не только лишь исполнительскую роль, а быть одной из важнейших составляющих системы управления организацией.

Доказать необходимость PRоизводства…

Предприятие ЛОМО, основанное в 1914 году, стало первым отечественным производителем оптики и на начальном этапе выпускало продукцию для российской армии. С начала 30-х и до 90-х годов ЛОМО считалось одним из лучших российских производителей отечественной фотоаппаратуры. Фотоаппараты «Фотокор», «Смена», «Любитель», «Алмаз», «Сокол» и другие по праву вошли в историю российского фотоаппаратостроения. Однако в начале 90-х годов в условиях жесточайшего экономического кризиса, вызвавшего значительное снижение жизненного уровня российских граждан, распада централизованной системы торговли и появления на российском рынке дешевых импортных «мыльниц», руководство ЛОМО приняло решение прекратить производство фотоаппаратов.

Выжил один «ЛОМО-компакт-автомат», да и тот при довольно удивительных обстоятельствах. Кто знает, производило бы сейчас ЛОМО этот фотоаппарат, если бы не два предприимчивых австрийца. Именно они придумали новый вид фотоискусства — ломографию, увлекли за собой десятки тысяч людей со всей планеты, создали Международное ломографическое общество (ЛО) и в 1995 году обратились к ЛОМО с просьбой о продаже им 1000 «компактов»…

В 1993 году ЛОМО было преобразовано в открытое акционерное общество. Изменился статус компании: вместо бывшего государственного предприятия оборонного комплекса появилась крупная частная фирма по производству оптико-механических и оптико-электронных приборов. По-новому пришлось взглянуть руководству ОАО «ЛОМО» на многое в своей деятельности, в том числе и на вопрос об отношениях с общественностью.

Пришлось учиться быть открытыми, строить цивилизованные отношения со СМИ, делиться радостью при немногочисленных удачах, откровенно говорить о проблемах… Для этого в 1994 году на ОАО «ЛОМО» был создан отдел по связям с общественностью. Началась нелегкая работа по поддержанию имиджа ЛОМО в глазах общественности. На фоне ежедневных потерь, связанных с самыми тяжелыми годами экономического кризиса появление ломографии пришлось очень даже кстати.

Хотя сначала, честно говоря, к самой ломографии и к возможному сотрудничеству с ЛО на ЛОМО относились с определенной долей скептицизма. Пришлось немало приложить сил, а иногда и хитрости, чтобы убедить руководство предприятия откликнуться на просьбы австрийцев. Дело в том, что в то время «ЛОМО-компакт» был самым убыточным прибором на ЛОМО. Кроме того, руководство компании тогда было уверено, что спрос на этот фотоаппарат, ставший популярным на Западе, как и любая мода, быстро пройдет.

Несколько раз производство «компакта» находилось под угрозой закрытия. Специалистам отдела вновь и вновь приходилось доказывать, что возможности ломографии в продвижении и популяризации торговой марки ЛОМО на мировые рынки без существенных финансовых вложений являются уникальными. Это с лихвой компенсирует убытки от производства. Пришлось даже самим заняться разработкой программы снижения затрат в производстве.

С помощью специалистов многих служб удалось за полтора года довести производство «ЛОМО-компакта» до состояния безубыточности. Правда, в этом существенно помог дефолт 1998 года. В 2000 году был подписан новый пятнадцатилетний контракт на поставку ломографам 500 тысяч камер, что окончательно закрыло вопрос: «Выгодно — не выгодно? Делать — не делать?».

PR-проект под названием «ломография»

Итак, «ЛОМО-компакту» было приказано жить долго, ломографии — продолжать опутывать собой весь мир, а отделу общественных связей работать бок о бок с австрийскими партнерами, рассказывая о том, что такое ЛОМО, «ЛОМО-компакт» и получившаяся из всего этого ломография.

Отдел общественных связей ЛОМО, чем может, помогает представительству ЛО в Питере. Мы участвуем в организации и проведении ломографических конкурсов, всевозможных ломографических акций. Для нас ломография — это глобальный PR-проект, работа над которым, как мы надеемся, будет продолжаться еще долгое время. Например, совсем скоро, в июле этого года, на ЛОМО пройдет встреча ломографических послов со всего мира.

Цель акции — познакомить ломографов из разных стран с предприятием — производителем культового фотоаппарата и обменяться опытом работы. Как ожидается, акция вызовет большое внимание со стороны СМИ, как российских, так и зарубежных.

В конце мая петербургские ломографы показали свою фотовыставку на традиционном международном фестивале оранжировщиков цветов, а с июня по август в Ленинградской области проходит благотворительная акция, в ходе которой сотни воспитанников детских домов будут приобщены к искусству ломографии.

Сегодня на сайте Международного ломографического общества, куда ежемесячно обращаются около 500 тысяч посетителей, насчитывается порядка тысячи собственных страниц уже вступивших в ряды поклонников нового вида искусства. Многие из них — уже «прожженные» ломонавты, другие — «вновь испеченные» ломографы. Все они размещают сотни, тысячи безумных снимков, рассказов о своем видении ломографического мира и о своей жизни с «ЛОМО-компактом». Каждый посетитель сайта МЛО может заглянуть в гости к одному из своих коллег, проживающему в любой части Земного шара, узнать, как дела, посмотреть новые достижения братьев-ломографов, поделиться своим «ломографическим» опытом.

Через Интернет ломография проникает повсюду, с каждым днем увлекая за собой все больше и больше людей. Пока на сайте ЛО есть только ссылка на главной странице, дающая информацию о российском предприятии ЛОМО, которое производит легендарный фотоаппарат «ЛОМО-компакт». Но уже достигнуто соглашение о совместном использовании сайта www.lomo.com с ноября 2001 года.

PRимер для российских промышленников

Сначала ОАО «ЛОМО» по эксклюзивному контракту отправляло в Австрию только фотоаппараты «ЛОМО-компакт». Однако за последние 6–7 лет ломографы явно «подросли» и начинают постепенно играть «по крупному». Со временем родилась идея о том, чтобы поставлять ЛО в Вене не только «компакты», но и другую продукцию, производимую на ЛОМО. Недавно на ЛОМО прошло совещание руководства компании с президентами Международного ломографического общества, на котором было принято решение о начале продаж ломографами прибора ночного видения «Эльф».

Недавно ломографы открыли новую страничку в Интернете специально для «Эльфа». Попав туда, вы сможете побродить с прибором ночного видения по темной гостинице, заглянуть в номера, в сад, пофотографировать, а в конце посмотреть сделанные фотографии. Эта страничка не лишена оригинальности, как, собственно, и весь мир ломографии.

Конечно, кто-то может сказать, что предприятию просто повезло, что в мире нашлись энтузиасты, увидевшие изюминку в фотоаппарате «ЛОМО-компакт». Видимо, по-своему, они будут правы. Хотя, как говорят: «Случай помогает только уму, готовому им воспользоваться».

Этот же пример вполне может быть уроком для многих российских промышленников. И хотя изобретение ломографии принадлежит австрийцам, мы считаем, что ЛОМО не упустило своего шанса и использовало уникальную возможность, представившуюся ей для продвижения своего имени. В этом немалая заслуга принадлежит бывшему генеральному директору ЛОМО Илье Клебанову, который принял волевое решение продолжить производство самого убыточного прибора, нынешнему генеральному директору Аркадию Кобицкому, сумевшему привести это производство практически в безубыточное состояние и восстановить серийное производство в необходимом объеме.

Отдел общественных связей также может гордиться тем, что доказал: PR в организации — это не только написание пресс-релизов, а один из важнейших элементов системы управления предприятия в условиях рыночной экономики.

Но вопросы еще остались. Например, как может сочетаться имидж серьезного и крупного оборонного оптического предприятия с образом нестандартного, порой легкомысленного, иногда почти «сумасшедшего», но очень модного направления в фотоискусстве? Над решением этой задачи нам еще предстоит много работать.

© PR News, № 8–9, 2001