Насколько специалисту по PR важно быть с чувством юмора? Может ли шутка «выручать»пиармена в сложных ситуациях? Эффективны ли PR-ходы, построенные на шутках и розыгрышах?
Мы попросили поделиться своими размышлениями на тему юмора в PR и рекламе Веронику Моисееву, генерального директора агентства «Имиджленд Edelman PR».
Чувство юмора для PR-специалиста качество желательное или необходимое?
Думаю, что для специалистов по PR чувство юмора является качеством незаменимым. Удачная шутка поможет оживить презентацию, снять напряженность в ходе переговоров, расположить к себе людей и вызвать желание повторения общения. Кроме того, именно чувство юмора помогает зачастую придумывать удачные PR-ходы.
Приведите, пожалуйста, примеры удачных PR-ходов с использованием шутки?
Первое, что приходит в голову это «Партия Любителей Пива» построившая всю концепцию своего продвижения на юморе. Мне, конечно, могут возразить, что свою основную задачу оказаться в Государственной Думе партия не решила. Действительно, не решила. Но я очень сомневаюсь, что такая задача стояла абсолютно всерьез. Зато другую задачу приобрести известность, вызвать к себе внимание, продвинуть своих лидеров партия решила с блеском. Причем именно за счет своей «шуточной» концепции.
В частности, мне вспоминается акция «Партия Любителей Пива катит бочку на ГосДуму». Вооружившись транспорантами, ребята прокатили по Тверской вполне реальную бочку. Их шествие и последующие выступления с большим удовольствием показали практически все центральные каналы. Свою позицию партия, на мой взгляд, стала сдавать именно тогда, когда попыталась занять несвойственную ей нишу, пустившись в серьезные рассуждения об экономико-политических проблемах.
Если обратиться к сфере экономики, очень хороша, на мой взгляд, была широкомасштабная акция, сопровождающая закрытие Global USA. Правда, чисто пиаровской ее не назовешь. Но ведь и в рекламе юмор играет не меньшую роль.
Реклама, построенная на удачной шутке не только хорошо запоминается зрителям, но и зачастую помогает экономить бюджет. Достаточно вспомнить очаровательные ролики «Рондо» (я имею в виду старую серию про «душку» начальника и заморенного тренера «супербизона»). Невооруженным взглядом видно, что денег на них затрачено было немного, однако, интересная концепция рекламы и подбор характерных актеров позволили роликам запомнится, а фразам стать крылатыми.
Конечно, построенная на удачной шутке реклама далеко не всегда достигает главного результата повышения продаж (многое зависит от того, как показан продукт, соответствует ли концепция рекламы основной целевой аудитории). Однако, у рекламы с «чувством юмора» меньше шанс остаться незамеченной и раздражения она не вызывает. А значит и рекламируемый продукт начинает ассоциироваться с самыми светлыми и радостными эмоциями. Что, согласитесь, уже немало.
Какие можно было бы в этой связи дать советы начинающим пиарменам? И каких ошибок следует избегать, создавая шуточные рекламные и PR-ходы?
Чувство юмора либо есть, либо нет. И как его развивать я, честно говоря, не знаю. Единственно, что можно было бы посоветовать это не зажимать себя в узкие рамки бизнес-строгости «бизнес дело серьезное, тут не до шуток!».
Я очень отчетливо представляю как визуально выглядит такой подход к бизнесу строгий костюм, белая рубашка, похоронный галстук и соответствующее выражение лица. И соответствующая же работа медленно, печально и без эмоций. Улыбайтесь, господа! Бизнесмен-гробовщик фигура крайне непривлекательная!
Глупо считать журналистов и клиентов поленообразными существами, неспособными понять хорошую шутку чувство юмора не имеет жесткой привязки к определенной профессии, если, конечно, речь не идет о писателе-сатирике.
«Можно было бы провести эту акцию да клиент не поймет, журналист не оценит» постулат неправильный. Поймет и оценит, если, конечно, использование юмора в данном случае оправданно и не идет вразрез с общей концепцией PR или рекламного продвижения.
Собственно, возможную ошибку в контексте использования юмора в PR и рекламе, я вижу одну когда чисто внутреннюю шутку, понятную и интересную только в рамках определенного коллектива (сообщества, слоя) выносят на широкое обозрение, не думая ни о задачах продвижения, ни о целевых группах. «Капустник» вещь хорошая, но, согласитесь, абсолютно не массовая.