Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

«Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину»

Лазарь Залманов, Наталья Платоненко

Этот PR-проект был разработан и реализован отделом общественных связей ОАО «ЛОМО» в 2000 году. Он занял первое место в конкурсе на получение премии в области связей с общественностью «PRоба-2000» в номинации «Лучший PR-проект года».

Также в прошлом году отдел общественных связей ЛОМО получил специальный диплом «Серебряного Лучника» — национальной премии в области развития связей с общественностью — «За PR-кампанию в защиту интересов российских производителей».

Но самое важное — проект оценили те, для кого «ЛОМО-компакт» давно уже намного большее, чем просто фотоаппарат. Сегодня название этого фотоаппарата прочно ассоциируется с ломографией — новым видом фотоискусства и даже образом жизни, приобретающим все больше и больше поклонников во всем мире.

Новое слово на букву «Л»

Что же такое ломография и почему она стала так популярна на Западе? Прежде всего, это новое направление в фотоискусстве, которое появилось несколько лет назад, благодаря фотоаппарату «ЛОМО-компакт» и счастливому случаю.

В 1992 году два австрийских студента Венской академии искусств Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер отдыхали в Праге. Маттиас всего за 12 $ купил на складе магазинчика фототоваров компактный и удивительно простой и удобный в обращении фотоаппарат «ЛОМО-компакт». Друзья исколесили с ним всю Прагу, снимая все подряд, не глядя в объектив, навскидку. Потом, вернувшись в Вену, продолжили забавляться с камерой на крыше студенческого общежития.

Отпечатав фотографии и выложив из них панно, друзья были поражены результатом: на снимках предметы и явления выглядели таинственно и значительно. Так и родилась ломография, ставшая за несколько лет настоящим культурным явлением — не только новым видом фотоискусства, но и философией, и особым стилем жизни.

Как говорят сами основоположники ломографии Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер — теперь уже сопрезиденты Международного ломографического общества (МЛО) — они изобрели самое демократическое искусство. В нем может блеснуть буквально каждый: начиная от пятилетнего ребенка, и заканчивая человеком самого преклонного возраста.

Чтобы получить шедевр ломографии, не нужно долго учиться в фотостудиях, иметь дорогую фото- и светоаппаратуру, изучать искусство композиции и работы со светом. Все, что требуется — это быть раскованным и, не задумываясь, «щелкать» без перерыва все, что попадется под руку. «Поймай момент и жми на кнопку» — от девиз ломографов.

Жизнь сама является лучшим художником. Поэтому твоя задача увидеть ее яркие, неповторимые мгновения и успеть нажать на кнопку фотоаппарата. Не надо смотреть в видоискатель. Сконцентрируйся на своей «жертве», вскинь руку с «компактом» и… удачи тебе!

«Многометровые коллажи, для составления которых отщелкиваются сотни пленок, являют собой коллективный поток сознания. Ломографическое познание действительности вне эстетических рамок, без начала и конца. Это — спрессованное время, многоликий образ того места, где производилась съемка, снятый в самых безумных ракурсах и оттого кажущийся еще более достоверным.

Ломография — это своего рода скрытая камера. Ломограф ничего не инсценирует, а просто снимает, документируя действительность. Съемка идет в бешеном ритме: не глядя, навскидку, с плеча, с колена, с вытянутой вверх или вперед руки, в любом месте и из любого положения. Это охота за приключениями в каменных джунглях большого города».

Таким увидел ломографию один из журналистов Санкт-Петербурга. И, пожалуй, лучше не скажешь. Действительно, ломографы отдают себя на волю случая и превращают каждый снимок в приключение. И слово «LOMO» они расшифровывают по-своему — LOve & MОtion — любовь и движение. Для них, кроме всего прочего, фотоаппарат — это средство общения (любовь к людям и к самой жизни) и повод для бесконечных путешествий (жажда движения, поиск прекрасного).

ЛОМО шагает по Европе

Сегодня ломографическое общество насчитывает около 100000 человек более чем в 60 городах мира. Сотни статей в ведущих зарубежных изданиях, десятки телесюжетов о ломографии, ломографах и о самом ЛОМО подняли за рубежом настоящий бум, превратили фотоаппарат «ЛОМО-компакт» в предмет культа и поклонения.

Туристические фирмы организуют специальные маршруты «В Петербург — на родину «ЛОМО-компакта»». Выпускается фотопленка с эмблемой ломографического общества, австрийские виноделы создали пробную партию «Великолепного ЛОМО-вина», на ЛОМО приходят письма из разных стран с просьбой выслать фотоаппарат.

Приобрести «ЛОМО-компакт» хотят также и приезжающие на предприятие журналисты и бизнесмены. Атрибутами своего имиджа сделали ломографию музыканты финской рок-группы «Ленинградские ковбои».

Словом, благодаря агрессивной и привлекательной рекламной политике ломографического общества имя ЛОМО стало узнаваемо в мире. При этом ЛОМО за такую рекламу не платит ни цента.

В июле 2000 года ЛОМО и МЛО заключили новый, пятнадцатилетний контракт на поставку 550 тыс. фотоаппаратов. При этом, ломографы получили эксклюзивное право продажи «компактов» уже не только в Европе, но и во всех других странах мира, включая Россию. Ежемесячно 3500 камер отправляются в Австрию, а оттуда распространяются по всему земному шару. Открытое во время подписания нового уникального контракта посольство МЛО в Санкт-Петербурге уже проводит свои первые ломографические акции.

И на ЛОМО верят, что маленькое чудо — «ЛОМО-компакт» — еще долго будет доставлять радость общения очень многим людям — жителям разных стран, пробуждать в них вкус к жизни, любовь к мгновениям, которые не должны исчезать из нашей памяти. И спасибо ломографам, которые все придумали, и замечательной петербургской фирме «ЛОМО», нашедшей в себе мужество и силы, чтобы это оказалось возможным.

С этим нужно что-то делать…

До декабря 1999 года все было, как обычно. Ежемесячно на адрес Международного Ломографического Общества (МЛО) в Вену отправлялись 1500 фотоаппаратов, а в петербургском фирменном магазине «ЛОМО» с успехом продавались 100–150 «компактов» (таковы были условия заключенного в 1997 году пятилетнего контракта).

И вдруг… На ЛОМО пришло электронное письмо от Вольфганга Странцингера, одного из двух президентов МЛО, в котором была просьба полностью прекратить продажи фотоаппарата в России. На ЛОМО и раньше слышали от венских партнеров, что время от времени в Интернете появляются объявления от частных лиц, проживающих в США и Европе, о продаже по демпинговым ценам фотоаппарата «ЛОМО-компакт».

Дело в том, что отпускная цена на фотоаппарат для МЛО была 35 $, в фирменном магазине ЛОМО в Санкт-Петербурге он продавался по цене 40 $, а за рубежом размер членского взноса в МЛО в зависимости от страны составлял 110–200 $ (членский взнос подразумевал и получение фотоаппарата). И, видимо, чем популярнее становилась ломография, тем более возрастало количество «утекающих» за рубеж для несанкционированных продаж фотоаппаратов. И вот чаша терпения МЛО переполнилась.

Руководство ЛОМО пошло навстречу австрийским партнерам и с 1 января 2000 года продажи «ЛОМО-компакта» в России были полностью прекращены. Это вызвало негативную реакцию со стороны многочисленных зарубежных гостей ЛОМО, на отдел общественных связей обрушился шквал звонков от рассерженных фотолюбителей. С этим нужно было что-то делать. Бизнес — бизнесом, но ведь постоянные отказы обращающимся в приобретении «компакта», в предоставлении информации о способе и месте его покупки в Санкт-Петербурге, несомненно, портили доброе имя компании.

Вот тогда и родилась идея подготовки PR-проекта под условным названием «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!». По предложению отдела общественных связей условием прекращения продаж фотокамеры в России со стороны ЛОМО стали обязательства МЛО открыть в Санкт-Петербурге свое посольство (так ломографы называют представительства в различных городах мира) и заключить новый контракт, в котором МЛО получает эксклюзивное право продажи «компактов» во всех странах мира, включая Россию.

Было понятно, что такие действия требуют времени на серьезную предварительную подготовку. Сотрудники отдела общественных связей начали искать хороший информационный повод, чтобы придать возвращению «ЛОМО-компакта» в Санкт-Петербург большую значимость. Такой повод вскоре нашелся.

Специалисты отдела выяснили, что 24 июля 2000 года исполняется 70 лет с момента начала серийного производства на ГОМЗе (так назывался один из заводов, на базе которого впоследствии было создано объединение «ЛОМО») первой отечественной любительской фотокамеры «Фотокор № 1». Именно с этой даты в России появилась массовая любительская фотография.

И сразу все встало на свои места. Почему бы столь яркому событию в жизни граждан России не стать тем событием, которое может привлечь внимание СМИ, а через них и общественности? Использование такого повода позволило поставить перед проектом «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!» следующие цели и задачи, выходящие за рамки частного PR-проекта:
   • для укрепления имиджа предприятия напомнить общественности о том, что ЛОМО является компанией, внесшей огромный вклад в развитие отечественного фотоаппаратостроения;
   • нейтрализовать возможные негативные мнения о неконкурентоспособности ЛОМО, еще раз разъяснив общественности причины прекращения производства на ЛОМО любительской фотоаппаратуры (кроме фотоаппарата «ЛОМО-компакт»);
   • вернуть возможность удовлетворять желание клиентов, обратившихся за информацией о месте приобретения в Санкт-Петербурге фотоаппарата «ЛОМО-компакт»;
   • предоставить посольству МЛО возможность публично начать свою деятельность в Санкт-Петербурге, которая, впоследствии, несомненно, даст много новых информационных поводов для поддержания имиджа ЛОМО.

Для реализации проекта было задумано провести 22 июля 2000 года в Санкт-Петербурге «День фотографа». И послужили этому сразу несколько информационных поводов:
   •  70-летие «Фотокора № 1»;
   •  5-летие сотрудничества с МЛО;
   •  открытие посольства МЛО в Санкт-Петербурге.

В качестве места проведения акции был выбран кинотеатр «Родина», расположенный в центре города. Для того, чтобы сделать событие ярким и праздничным, вечер решили разделить на три части: празднично-концертную, деловую и развлекательную. «Гвоздем акции» стало включение в деловую часть программы подписание нового 15-летнего контракта с МЛО на поставку 550 тыс. фотоаппаратов «ЛОМО-компакт». В качестве дополнительных «изюминок», способствовавших пониманию сути ломографии, после серии переговоров с МЛО, использовались подготовленные австрийскими партнерами ломографическая мини-выставка «С lomo не уснешь» и развлекательная теле-слайд-шоу программа.

Получилось!

Результатом реализации проекта «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!» стало появление многочисленных сообщений о нем в средствах массовой информации, после чего на ЛОМО обрушился шквал телефонных звонков с вопросами о том, где можно купить «ЛОМО-компакт», где можно получить его бесплатно, как принять участие в конкурсе и т. п.

При этом звонки раздавались во всех службах фирмы, имеющих контакты с «внешним миром»: в дирекции по маркетингу и продажам, в дирекции по управлению корпоративным имуществом, в технической дирекции, в дирекции по персоналу, в отделе общественных связей и даже в профкоме. Всем позвонившим разъяснялась суть первой ломографической акции в Санкт-Петербурге и сообщались координаты ломографического посольства.

В итоге в ломографическое посольство обратилось свыше 200 человек, из которых 168 приняли участие в конкурсе, а в посольстве появился список людей, желающих просто приобрести фотоаппарат. Кроме того, началась реализация фотоаппаратов (сверх контракта с МЛО) для петербургского ломографического посольства.

Сами сотрудники отдела общественных связей ОАО «ЛОМО», оценивая итоги данной PR-акции, отмечают, что возвращение «ЛОМО-компакта» в Санкт-Петербург состоялось. Каждый член команды, работавший над этим проектом, получил огромное удовольствие от сознания его важности для фирмы, а также от возможности применить элементы творчества при его подготовке и реализации.

Но и это еще не все. Дело в том, что проект «Вернем «ЛОМО-компакт» на Родину!» дал старт четырем новым проектам: «Конкурс питерской ломографии–2000», «Стань ломографом!», «Ломо-графический мир детства» и «Мир полон цветов» (первые три проекта уже реализованы).

Так что можно с полной уверенностью утверждать, что, хотя проект и завершен, все еще только начинается! Не зря ломографы одну из своих акций назвали «С lomo не уснешь».

© PR News, № 6–7, 2001