Сергей Паулов, студент специальности «Связи с общественностью» СПбГТУ
ЛОМО не нуждается в особом представлении. Марка этой фирмы широко известна как в России, так и за ее пределами.
ЛОМО это медицинская и фототехника, военные технологии и даже космическое приборостроение! А во многих областях ЛОМО является лидером не только в России, но и в мире.
ЛОМО это предприятие с богатой историей и давними традициями, но вместе с тем, оно не отстает от времени, и потому, существование на нем Отдела общественных связей является вполне естественным и закономерным.
Лазарь Семенович Залманов, заместитель генерального директора по общественным связям, любезно согласился рассказать нам о себе и о работе своего отдела.
Лазарь Семенович по образованию инженер-технолог, двадцать лет проработал в конструкторском бюро, а в 1994 году создал и возглавил Отдел общественных связей на ЛОМО. Спектр деятельности PR-отдела на ЛОМО достаточно широк: это и работа с прессой, и контакты с иностранными партнерами, и организация PR-акций.
Большое внимание также уделяется работе с коллективом фирмы. На ЛОМО создан музей истории завода, и каждого нового работника обязательно знакомят с историей и традициями предприятия. Отдел общественных связей выпускает газету «Панорама ЛОМО», в которой освещаются и комментируются последние события в жизни фирмы.
Организуются выступления артистов театра и эстрады для сотрудников завода. Все это, несомненно, способствует укреплению корпоративных связей в коллективе ЛОМО.
Отдел общественных связей включает в себя Бюро общественно-экономической информации. Сотрудниками этого бюро осуществляется мониторинг средств массовой информации. Более чем из ста двадцати изданий собирается и анализируется информация о ЛОМО, и выводы, сделанные на основе этого анализа, оказывают существенное влияние на выработку курса компании. Это тем более интересно, так как ЛОМО это предприятие закрытое, во многом обслуживающее оборонные заказы.
И если даже закрытое предприятие не отделяется от окружающего мира, а учитывает любые изменения и реагирует на них, то можно сказать, что ЛОМО имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития. И далеко не последнюю роль в этом процессе играет Отдел общественных связей.
Непосредственно контакты со СМИ и различные PR-мероприятия осуществляет Бюро коммуникаций. Часто ЛОМО выступает в роли спонсора, проводятся и благотворительные акции. Но благотворительная деятельность никогда не освещается в прессе. По этому поводу Лазарь Семенович заметил: «Надо называть вещи своими именами: спонсорская поддержка это деятельность, в отличие от благотворительности, изначально направленная на получение неких дивидендов. Благотворительность никогда не должна быть публичной».
Так же ЛОМО никогда не участвует в политических акциях и не помещает в прессе заказных материалов для создания нужного имиджа, что может показаться на первый взгляд несколько странным. Но на ЛОМО, в PR-отделе, работают практичные и рациональные люди, предпочитающие формировать образ своей фирмы не рекламными акциями, а конкретными делами.
Интересен такой факт: на ЛОМО работает шесть с половиной тысяч человек, а, например, в Отделе общественных связей, в Бюро имиджевой рекламы, трудятся всего три человека, в музее истории ЛОМО два. На вопрос о возможности расширения своего отдела, Лазарь Семенович ответил почти по-суворовски: «Мы не собираемся брать количеством!»
И мне кажется, что этот принцип «Не числом, а умением», должен быть взят на вооружение всеми, кто занимается или собирается заниматься профессиональной PR деятельностью.