Дмитрий Комендантов, консультант по PR компании PR Service Group
Каждый, кто имеет какое-либо отношение к пиару, маркетингу или рекламе, знает, насколько важно в этих видах деятельности умение понять, угадать, придумать (слово выбирайте сами), как «зацепить» аудиторию, чтобы ей было с вами интересно и захотелось получить то, что вы предлагаете. И это прекрасно, если пиарщик в своей работе может «сделать ставку» на замечательное человеческое свойство чувство юмора.
В качестве примера позвольте предложить вашему вниманию историю одного проекта, главная идея которого заключалась в том, что юмор может стать отличным средством продвижения бизнеса.
Речь пойдет о создании компанией PRSG (PR Service Group) Интернет-ресурса «СмехЛабс» конкурса телекоммуникационных шуток. Сначала этот конкурс был сделан для нашего постоянного клиента телекоммуникационной компании Lucent Technologies, а впоследствии и для Avaya Communication, отделившейся от Lucent в июне 2000 года.
Все началось в декабре 1999 года, когда Игорь Манн, директор по маркетингу компании Lucent Technologies, человек веселый и жизнерадостный (к слову сказать, в прошлом капитан команды КВН ГАУ), однажды удачно пошутил, перефразировав известное изречение: «Смеясь, клиент легче расстается со своими деньгами».
Благодаря этой фразе и родилась идея собрать шутки и анекдоты на тему телекоммуникаций, которые бизнес-партнеры компании Lucent могли бы использовать на трудных переговорах, чтобы разрядить обстановку. С предложением сделать конкурс на лучшую телекоммуникационную шутку Игорь Манн обратился к PRSG, своему постоянному поставщику. В качестве площадки для проведения конкурса был выбран Интернет, т. к. люди, на которых ориентирован проект активные пользователи Сети. И в данном случае создание web-ресурса вариант наиболее подходящий, доступный и наименее затратный.
Мы решили, что придумаем сайт, где будет все необходимое для конкурса: правила, чтобы не возникало проблем с определением победителя, форма для регистрации, чтобы мы могли общаться с нашими участниками.
Механизм проведения конкурса и его оболочку мы старались сделать веселыми, интересными, смешными. Здесь имеет смысл пояснить, что понимается под оболочкой и зачем она нужна. Вам встречались в Сети объявления вроде «Кто больше продаст пачек чая, тот получит приз»? Уверены, что да. Это пример конкурса без оболочки, без «фишки», которая делает участие в нем
Была придумана история, связанная с компанией Lucent Technologies, а точнее с ее подразделением знаменитым научным центром Bell Labs Innovation (Лаборатории Бэлла): юмор тоже достоин академического подхода! Название конкурса, которое одновременно стало и доменным именем, возникло из ассоциативного ряда: Лаборатории Бэлла Бэлл Лабс, Лаборатории смеха СмехЛабс.
Для того, чтобы все в конкурсе постоянно напоминало о том, кто его проводит, мы придумали виртуальных ведущих Бэллу Лабораторьевну Инноватову (потому что Bell Labs Innovation) и Люсю Технологову (потому что Lucent Technologies).
Последний персонаж имеет свою историю.
Итак, когда наш проект был запущен, мы разослали анонс-письмо о нем всем заинтересованным компаниям с приглашением посещать ресурс, читать шутки, шутить самим и использовать их в своей работе.
Конкурс благополучно развивался, «смешной» ресурс постоянно пополнялся, причем по нескольким номинациям: анекдот, история, текст для автоответчика. Вскоре шуток накопилось так много, что пришло время подумать, как еще можно использовать этот своеобразный «банк данных». Появилась идея издать брошюру избранных телекоммуникационных шуток сайта и использовать ее в качестве сувенира на выставке СвязьЭкспокомм'2000.
В день смеха, 1 апреля 2000 года конкурс завершился, а позднее, в мае на выставке появилась книжка. Ее моментально расхватали и читали на всех стендах, даже у конкурентов, так что работа павильона на время была парализована. При этом авторы лучших шуток, включенных в брошюру, получали призы по ящику пива. Но на самом деле настоящие бонусы, которые принес конкурс участникам, имели отнюдь не материальный характер. Удовольствие было в самом участии, в возможности использовать шутки в работе. А компании-клиенту брошюра однажды помогла выиграть тендер, что подтвердило актуальность самой идеи конкурса «СмехЛабс».
Это почти рождественская история. В далеком сибирском городе шло обсуждение поставок оборудования Avaya. Переговоры проходили тяжело. Казалось, что потенциальный клиент крупная госструктура настроен отдать предпочтение другому поставщику. В ходе переговоров менеджеры Avaya взяли таймаут, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию, и одновременно предложили другой стороне полистать книжку с шутками. Не прошло и нескольких минут, как будущий клиент, смеясь и не задавая больше вопросов, подписал контракт.
Конкурс «СмехЛабс» в определенный момент времени завершился, но ведь шутки не заканчиваются никогда, верно? Вот и мы решили продолжить. Немного изменили дизайн ресурса, добавили одну номинацию, «нашли» нового ведущего доктора Бэллманна, в котором легко было узнать Игоря Манна, директора по маркетингу сначала Lucent Technologies, а потом Avaya. Скоро выйдет второй том телекоммуникационных шуток, его выпустят теперь уже две компании, причем у каждой будет свой дизайн обложки.
Но и на этом PRSG не намерена останавливаться. Мы превратим «СмехЛабс» в базу данных телекоммуникационных шуток, сделаем так, чтобы шутки можно было сортировать в соответствии с запросами посетителей по темам. Планируется выход на более широкую аудиторию, в том числе продвижение ресурса в сети с помощью баннеров.
Конечно, у сайта изменится дизайн, может быть, появятся другие ведущие. Но этот проект, как бы долго он ни существовал, всегда будет новым, ведь смех материя тонкая, очень подвижная. Главное, чтобы чувство юмора, лежащее в основе проекта, не покидало его участников никогда.