Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

История одного «смешного» PRоекта

Дмитрий Комендантов, консультант по PR компании PR Service Group

Каждый, кто имеет какое-либо отношение к пиару, маркетингу или рекламе, знает, насколько важно в этих видах деятельности умение понять, угадать, придумать (слово выбирайте сами), как «зацепить» аудиторию, чтобы ей было с вами интересно и захотелось получить то, что вы предлагаете. И это прекрасно, если пиарщик в своей работе может «сделать ставку» на замечательное человеческое свойство — чувство юмора.

В качестве примера позвольте предложить вашему вниманию историю одного проекта, главная идея которого заключалась в том, что юмор может стать отличным средством продвижения бизнеса.

Речь пойдет о создании компанией PRSG (PR Service Group) Интернет-ресурса «СмехЛабс» — конкурса телекоммуникационных шуток. Сначала этот конкурс был сделан для нашего постоянного клиента — телекоммуникационной компании Lucent Technologies, а впоследствии и для Avaya Communication, отделившейся от Lucent в июне 2000 года.

Все началось в декабре 1999 года, когда Игорь Манн, директор по маркетингу компании Lucent Technologies, человек веселый и жизнерадостный (к слову сказать, в прошлом капитан команды КВН ГАУ), однажды удачно пошутил, перефразировав известное изречение: «Смеясь, клиент легче расстается со своими деньгами».

Благодаря этой фразе и родилась идея собрать шутки и анекдоты на тему телекоммуникаций, которые бизнес-партнеры компании Lucent могли бы использовать на трудных переговорах, чтобы разрядить обстановку. С предложением сделать конкурс на лучшую телекоммуникационную шутку Игорь Манн обратился к PRSG, своему постоянному поставщику. В качестве площадки для проведения конкурса был выбран Интернет, т. к. люди, на которых ориентирован проект — активные пользователи Сети. И в данном случае создание web-ресурса — вариант наиболее подходящий, доступный и наименее затратный.

Мы решили, что придумаем сайт, где будет все необходимое для конкурса: правила, чтобы не возникало проблем с определением победителя, форма для регистрации, чтобы мы могли общаться с нашими участниками.

Механизм проведения конкурса и его оболочку мы старались сделать веселыми, интересными, смешными. Здесь имеет смысл пояснить, что понимается под оболочкой и зачем она нужна. Вам встречались в Сети объявления вроде «Кто больше продаст пачек чая, тот получит приз»? Уверены, что да. Это пример конкурса без оболочки, без «фишки», которая делает участие в нем чем-то особенным. Оболочка — это не только технология реализации конкурса, но и то, что оживляет его, это специально придуманная история, которая поможет человеку, пришедшему на сайт, понять, что от него ждут, кем и зачем это все сделано, и что в итоге он получит.

Была придумана история, связанная с компанией Lucent Technologies, а точнее с ее подразделением — знаменитым научным центром Bell Labs Innovation (Лаборатории Бэлла): юмор тоже достоин академического подхода! Название конкурса, которое одновременно стало и доменным именем, возникло из ассоциативного ряда: Лаборатории Бэлла — Бэлл Лабс, Лаборатории смеха — СмехЛабс.

Для того, чтобы все в конкурсе постоянно напоминало о том, кто его проводит, мы придумали виртуальных ведущих — Бэллу Лабораторьевну Инноватову (потому что Bell Labs Innovation) и Люсю Технологову (потому что Lucent Technologies).

Последний персонаж имеет свою историю. Как-то раз Lucent проводила маркетинговый конкурс, участники которого выступали под различными псевдонимами. Один из таких псевдонимов — Люся Технологова — и показался нам остроумным и понятным русскому уху. Так появилась Люся — студентка, которая писала диплом о передаче смеха на расстояние. В итоге конкурс стал очень удачным, на наш взгляд, «смехотелекоммуникационным» симбиозом: все, что было связано с его ведущими, основывалось на телекоммуникациях и смехе.

Итак, когда наш проект был запущен, мы разослали анонс-письмо о нем всем заинтересованным компаниям с приглашением посещать ресурс, читать шутки, шутить самим и использовать их в своей работе.

Конкурс благополучно развивался, «смешной» ресурс постоянно пополнялся, причем по нескольким номинациям: анекдот, история, текст для автоответчика. Вскоре шуток накопилось так много, что пришло время подумать, как еще можно использовать этот своеобразный «банк данных». Появилась идея издать брошюру избранных телекоммуникационных шуток сайта и использовать ее в качестве сувенира на выставке СвязьЭкспокомм'2000.

В день смеха, 1 апреля 2000 года конкурс завершился, а позднее, в мае на выставке появилась книжка. Ее моментально расхватали и читали на всех стендах, даже у конкурентов, так что работа павильона на время была парализована. При этом авторы лучших шуток, включенных в брошюру, получали призы — по ящику пива. Но на самом деле настоящие бонусы, которые принес конкурс участникам, имели отнюдь не материальный характер. Удовольствие было в самом участии, в возможности использовать шутки в работе. А компании-клиенту брошюра однажды помогла выиграть тендер, что подтвердило актуальность самой идеи конкурса «СмехЛабс».

Это почти рождественская история. В далеком сибирском городе шло обсуждение поставок оборудования Avaya. Переговоры проходили тяжело. Казалось, что потенциальный клиент — крупная госструктура — настроен отдать предпочтение другому поставщику. В ходе переговоров менеджеры Avaya взяли таймаут, чтобы обсудить создавшуюся ситуацию, и одновременно предложили другой стороне полистать книжку с шутками. Не прошло и нескольких минут, как будущий клиент, смеясь и не задавая больше вопросов, подписал контракт.

Конкурс «СмехЛабс» в определенный момент времени завершился, но ведь шутки не заканчиваются никогда, верно? Вот и мы решили продолжить. Немного изменили дизайн ресурса, добавили одну номинацию, «нашли» нового ведущего — доктора Бэллманна, в котором легко было узнать Игоря Манна, директора по маркетингу сначала Lucent Technologies, а потом Avaya. Скоро выйдет второй том телекоммуникационных шуток, его выпустят теперь уже две компании, причем у каждой будет свой дизайн обложки.

Но и на этом PRSG не намерена останавливаться. Мы превратим «СмехЛабс» в базу данных телекоммуникационных шуток, сделаем так, чтобы шутки можно было сортировать в соответствии с запросами посетителей по темам. Планируется выход на более широкую аудиторию, в том числе продвижение ресурса в сети с помощью баннеров.

Конечно, у сайта изменится дизайн, может быть, появятся другие ведущие. Но этот проект, как бы долго он ни существовал, всегда будет новым, ведь смех — материя тонкая, очень подвижная. Главное, чтобы чувство юмора, лежащее в основе проекта, не покидало его участников никогда.

© PR News, № 6–7, 2001