Пьеса в трех действиях с прологом и эпилогом
Действующие лица:
Мария Григорьевна Ромейко-Гурко, креативный директор ООО «Бюро по связям с общественностью «Два Пи-аР» (далее: М. Г.)
Владимир Владимирович Сократилин, генеральный директор ООО «Бюро по связям с общественностью «Два Пи-аР» (далее: В. В.)
Евгения Синепол, студентка cпециальности «Связи с общественностью» СПбГТУ, внештатный корреспондент газеты PR News, автор данной пьесы (далее: Е. С.)
Время действия: 19 апреля 2001 г., 13:30 14:15
Место действия: СПб, ул. Комсомола, дом 2, офис 12.
Небольшая уютная комната в спокойных светлых тонах, компьютер, вертикальные жалюзи на окнах, стол со множеством бумаг, три стула. За столом удобно расположились действующие лица, работает диктофон.
Е. С.: Итак, немного о себе и о том, что было до «Два Пи-аР»
М. Г.: Изначально, по образованию, я, разумеется, никакого отношения к PR не имела, да и самой сферы на тот момент не существовало (образований у Марии Григорьевны два: техническое (ЛИТМО) и экономическое (ФИНЭК) прим. автора). Какое-то время работала, как и положено, инженером. Затем, в 1991 году, совершенно случайно, по объявлению, пришла на Петербургское радио. Была корреспондентом редакции информации, после было Радио России
В. В.: Я по образованию математик, закончил Математико-механический факультет Ленинградского Университета, затем 10 лет служил в армии, занимался научно-исследовательской деятельностью. После армии принимал участие в различных проектах, связанных с программированием и обработкой информации. Затем, в 1993 году, несколько математиков и психологов объединились в организацию под названием «Независимый Аналитический Центр», я стал его директором. Мы занимались социологическими исследованиями, в том числе информационным обеспечением выборов.
Декорации те же.
Е. С.: Как же произошло ваше знакомство с PR и друг с другом ?
М. Г.: Моя первая встреча с PR произошла тогда, когда я стала пресс-секретарем А.Л. Кудрина, который в то время был председателем Комитета экономики и финансов Мэрии Санкт-Петербурга. Затем были мои первые выборы выборы Б.Н. Ельцина. Там мы и познакомились с Владимиром Владимировичем.
В. В.: Да, в 96-м я тоже был в штабе президента. Мы довольно плодотворно поработали
М. Г.: Президента выбрали!
В. В.: Да, а главное, сформировалась команда, тогда еще не оформленная юридически, которая собиралась для осуществления тех или иных, главным образом политических, проектов. Однако в ходе работы мы обнаруживали все больше и больше возможностей направлять усилия нашей команды за пределы политической сферы. Прошлый год был для нас в некотором роде решающим, нам нужно было определиться со специализацией. По ряду причин мы сочли политический рынок менее привлекательным и обратились к коммуникационным технологиям уже в экономической сфере. Произошло юридическое оформление сложившегося коллектива, в прошлом году мы зарегистрировали «Два Пи-аР». Первый год был как бы пробным: мы отрабатывали определенные технологии, проверяли их эффективность и приблизительно в марте окончательно убедились, что игра стоит свеч.
Е. С.: Сколько человек работает на данный момент в вашем бюро?
В. В.: Ядро команды, те, кто работает постоянно это шесть человек, однако для реализации тех или иных проектов периодически привлекается намного больше, иногда их число доходит до ста.
Автор чувствует себя все более комфортно и непринужденно, перестает теребить авторучку и спокойно смотрит в глаза своим приветливым и интересным собеседникам.
Е. С.: Над чем вы работаете в данный момент? Расскажите немного о текущих проектах.
В. В.: Самый крупный наш клиент завод «Арсенал». Кстати, в этом году он отмечает свое 290-летие. «Арсенал» интересен для нас тем, что это предприятие военно-промышленного комплекса
М. Г.: Это с одной стороны. А с другой это полностью приватизированное, частное предприятие.
В. В.: Несмотря на то, что «Арсенал» одно из первых предприятий Петербурга, сегодня оно успешно вышло на международные рынки и по-прежнему решает проблемы государственной обороны. Последние годы «борьбы за выживание» привели к тому, что об «Арсенале» сейчас и в Петербурге-то мало кто знает, так, слышали что-то краем уха. Нам интересно работать с этим предприятием. С «Арсеналом» у нас связан даже не один, а целая серия проектов, ему мы уделяем больше всего сил и времени.
М. Г.: А «Элтехника»?
В. В.: Тут другая ситуация. «Элтехника» это производственное объединение, которое было создано на обломках нескольких советских предприятий (в том числе, завода «ЛЭМЗ» прим. автора). Его создали молодые, энергичные люди, им удалось, что случается редко, добиться настоящих инвестиций
М. Г. : В виде ноу-хау, т. е. они обошлись даже без иностранных денег.
В. В.: А теперь занимают лидирующие позиции на российском рынке, создали филиалы во многих городах. Все вроде бы замечательно. Но куда они не придут их никто не знает, в лучшем случае вспоминают старое советское название и тут же воротят нос. При том, что потребность в оборудовании в десятки раз превышает возможности по его производству, они вынуждены убеждать людей в том, что оно действительно хорошее.
А вот «Шнайдеру», их прямому конкуренту зачастую достаточно просто назвать себя. И мы работаем для того, чтобы имя «Элтехника» говорило: «это надежная, качественная продукция».
М. Г.: Кроме того, мы не прерываем сотрудничество с Ириной Хакамада. Это то немногое, что осталось со времен работы в политике. Но политика такая вещь Если ты не займешься ею, она займется тобой, так что мы не зарекаемся.
Беседа, к сожалению, подходит к концу, автор, волнуясь, пытается зарядить фотоаппарат. Мария Григорьевна и Владимир Владимирович вспоминают наиболее характерные и любопытные примеры из своей практики. Время от времени звонит телефон.
М. Г.: Большая часть наших клиентов не имеют ни малейшего представления о том, что стоит, а что не стоит «выносить из избы». Как в анекдоте: есть, что вспомнить, нечего детям рассказать. В результате представители компании сообщают прессе существенно разные сведения, что не может не сказываться на ее имидже. Поэтому первое, что мы делаем предлагаем навести порядок в этой области и составить некую единую версию, которую можно было бы и «детям рассказать».
В. В.: Особенность нашей профессиональной деятельности состоит в том, что, работая с клиентом, ты, волей-неволей, втягиваешься в его жизнь, проникаешься его проблемами, общаешься со всеми, начиная от начальника и заканчивая рабочими. Словом, становишься частью организации, на которую работаешь.
Однажды нам нужно было установить контакты между некой фирмой, производящей оборудование, и государственной структурой, выступающей в качестве заказчика. На последнем этапе работы, когда уже почти все было сделано, оставалось только встретиться с руководителем той самой государственной организации. Это оказалось очень сложно то он был занят, то забыл, а то и вовсе ушел в отпуск.
У нас все горит, мы используем все возможные средства, и, наконец, заказчик приглашает меня на встречу. На самом деле он должен был встречаться не со мной, а с директором предприятия. Но я все равно пошел: мало ли что. Прождал его целый час. Оказалось, он достаточно слабо представлял себе суть дела и принял меня за руководителя того самого завода. Это была, конечно, не только его вина: мы перешли определенную грань, превратились в глазах заказчика из коммуникаторов в собственно партнеров. Издержки профессии.
Е. С.: К сожалению, не все сюжетные линии нашей беседы возможно было отразить в этой заметке, поэтому немало что пришлось оставить при себе. Кроме того, о многом не позволяло побеседовать время. Но нельзя не поделиться очень приятным впечатлением, оставшимся после посещения «Два Пи-аР». Оказывается занятость не всем мешает быть внимательными собеседниками.