Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Пи-Ар? А что это такое?

По результатам опроса фирм Санкт-Петербурга

В декабре 2000 года редакцией информационно-аналитической газеты PR News совместно с кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ) был организован телефонный опрос PR-специалистов фирм Санкт-Петербурга.

Опрос проводился в рамках учебной практики студентов СПбГТУ, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

На первом этапе исследования студентам было дано задание выяснить по указанным телефонам организаций, существуют ли в фирмах PR-отделы (отделы PR и рекламы) или штатные единицы специалистов по PR. Если такого отдела или специалиста на предприятии нет, интервьюеры должны были узнать, планируется ли его открытие в ближайшем будущем (или введение штатной единицы специалиста по PR).

На втором этапе исследования проводился телефонный опрос сотрудников PR-отделов организаций.

PR-специалистам были заданы следующие вопросы:
    1. Как давно существует PR-отдел в вашей фирме?
    2. Планируется ли расширение PR-отдела?
    3. Каковы основные направления деятельности вашего отдела?
    4. Какие, на ваш взгляд, из проведенных PR-мероприятий фирмы наиболее успешны?

Студенты также фиксировали в дневниках практики общее впечатление от разговоров по телефону с сотрудниками организаций, выделяли наиболее интересные моменты, «казусы», которые нередко возникали в процессе общения с представителями фирм.

Результаты превзошли все ожидания…

Далеко не во всех организациях Санкт-Петербурга работают специалисты по связям с общественностью — и это, наверно, никого не удивит.

Так, практически во всех опрошенных фирмах, специализирующихся на молочных продуктах, кондитерских изделиях и медикаментах ставка PR-специалиста штатным расписанием не предусмотрена. А в некоторых организациях, среди которых есть даже рекламные агентства, просто не слыхали о PR и не знают «зачем он и с чем его едят». Возможно, это свидетельствует о некомпетентности только отдельных сотрудников организаций, но тем не менее факт остается фактом.

Чаще всего на вопрос «планируется ли в вашей фирме открытие PR-отдела в ближайшем будущем?» давался отрицательный ответ с пояснением типа «наша организация PR не занимается». Нередко отсутствие в организации штатной единицы PR-специалиста объясняли маленьким размером фирмы. Был и такой ответ: «У нас много рекламных агентов, поэтому нет необходимости в специалисте по PR».

PRоблески

Наиболее прогрессивными организациями в контексте нашего опроса оказались компьютерные фирмы — семи из десяти, отобранных по случайной выборке, существует отдел или специалист по связям с общественностью.

Некоторые организации, чья сфера деятельности связана с рекламой и PR, имеют в штате PR-сотрудника (или PR-отдел). Например, в Городском центре размещения рекламы PR-отдел существует 2,5 года. Основное направление деятельности отдела — работа с государственными органами, социальный PR. Наиболее успешным мероприятием была названа поддержка некоммерческих городских программ, которая ведется центром с 1997 года.

Другая фирма — рекламное агентство «Демарк» — специализируется на коммерческом PR, занимается сопровождением корпоративного клиента, формированием личного имиджа. Своим наиболее удачным мероприятием агентство считает сопровождение судебного разбирательства (фирма «Сварог», 1999 год).

В бюро по связям с общественностью «Два Пи-аР» основное направление деятельности — сопровождение экономических проектов и политическое консультирование. Одним из наиболее успешных мероприятий была названа работа с заводом «Арсенал». В настоящее время бюро осуществляет PR-сопровождение Колпинского пищевого комбината.

В рекламном агентстве «Абрис-Петербург» PR-отдел появился недавно и, так как фирма небольшая, его расширение не планируется. Основными направлениями деятельности отдела в агентстве являются: изучение рынка, организация вечеров, сотрудничество со СМИ. Наиболее успешным PR-мероприятием считают сотрудничество с журналом «Натали».

Во всех вышеперечисленных организациях есть PR-отдел, что, впрочем, обусловлено основной специализацией этих компаний.

В результате опроса семнадцати фирм, занимающихся пейджинговой связью, выяснилось, что специалист по PR есть только в двух. А поговорить удалось только лишь с представителем PR-отдела пейджинговой компании «Экском». PR-отдел существует в этой фирме с момента ее открытия — уже шесть лет. В будущем возможно расширение отдела, хотя это пока лишь отдаленные планы. Наиболее успешное PR-мероприятие, по словам сотрудника «Экском», прошло в сентябре 2000 под названием — «Тариф молодежный»; на момент опроса PR-отделом проводилась акция «Реклама на средствах mass-media».

В одной из опрашиваемых пейджинговых компаний «объяснили», что PR-отдел им не нужен, «так как у фирмы другие приоритеты». Зато в другой на вопрос студентки «Есть ли у Вас специалист по связям с общественностью?», сразу же родилось предложение: «А Вы не хотели бы к нам пойти работать?».

Как правило, в фирмах, где PR-отдел существует, его расширение в ближайшем будущем не предвидится, так как: «PR-отдел не приносит прибыли»; «У фирмы нет на расширение достаточных средств».

Фирма «Бизнеслинк реклама» — одно из исключений. В организации работает PR-специалист с 1997 года, планируется расширение деятельности, т. е. создание PR-отдела. Основные направления работы специалиста по связям с общественностью — корпоративный PR и рекламные услуги. Лучшее PR-мероприятие фирмы — создание клуба «Чупа-Чупс», который сегодня действует по всей России.

В организациях, где PR-деятельность каким-либо образом представлена, как правило, PR-отдела как такового нет. Чаще всего также нет и PR-специалиста, и его функцию берет на себя менеджер по рекламе или маркетингу.

PR на предприятиях, таким образом, — это сопровождение рекламных кампаний и исследование рынка. Значительно реже практикуется сотрудничество со СМИ, проведение выставок, презентаций, конференций. Однако на предприятиях, занимающихся изготовлением хлебобулочных и кондитерских изделий (АО «Каравай», Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской и др.), под началом отдела маркетинга проводятся конференции с привлечением СМИ, разовые (по причине скромных возможностей) PR-акции.

Многие фирмы на вопрос «Какие, на ваш взгляд, из проведенных PR-мероприятий фирмы наиболее успешны?» отвечать отказывались, мотивируя это тем, что «все PR-мероприятия фирмы сверхуспешны» или ссылаясь на конфиденциальность данной информации. Представляться большинство опрашиваемых сотрудников организаций также не пожелали.

«PR отдел есть, но разговаривать нет времени»

Таков был ответ в одной из фирм. Довольно частая ситуация, когда сотрудники организаций в грубой форме отказывались отвечать на вопросы, бросали трубку. «Некогда отвечать на вопросы, заниматься такими пустяками», «перезвоните позже» (и так несколько раз подряд), «не знаю, кто может ответить на Ваши вопросы», «а откуда Вы узнали телефон нашей организации?» — вот типичные ответы.

Бывали случаи, когда интервьюерам сообщали координаты для связи со специалистом по PR, но «поймать» его было совершенно невозможно. Например, в одной из пейджинговых компаний студенту был дан номер пейджера «пиарщика» фирмы, но обратной связи так и не последовало.

Некомпетентность, грубость, бесконечное «отфутболивание» — со всем этим приходилось сталкиваться студентам не раз. Действительно, как сказал один журналист, PR сам нуждается в PR.

Тем не менее студенты получили много полезной информации, познакомившись с PR-специалистами фирм Петербурга. И на третьем, заключительном этапе практики, запланированном на весенний семестр 2001 года, будут организованы встречи студентов СПбГТУ со специалистами по связям с общественностью различных организаций города.

«Мы надеемся, — говорили студенты на заключительной конференции по итогам первых двух этапов практики, — что лет через пять не найдется в фирмах человека, который бы не знал, что такое PR».

© PR News, № 5, 2001