Наталья Малинко, Мексика
Характерной на сегодняшний день тенденцией (думаю, не только в Мексике) является нарочитое упрощение словесных формальностей, ранее служивших знаком уважения как к личному собеседнику, так и к заочной аудитории в целом. Теперь говорить совершенно незнакомому человеку «ты» вместо «Вы» входит в моду.
Очень странным, например, кажется PR мексиканских банковских служащих, когда, первый раз видя клиента, они принимаются ему «тыкать». Так и подмывает спросить, а не перепутали ли они тебя с нищей девочкой-попрошайкой с улицы, которой большая тетя или дядя снисходительно, из собственного кармана, а не с принадлежащего ей счета, подает милостыню?
Я вовсе не против общаться на «ты» со знакомыми, но до перехода на этот неформальный уровень должно появиться доверие, которое и разрешает, собственно, опустить формальности.
Нельзя сказать, что в современных мексиканских семьях совсем перестали учить уважительному отношению к другим людям. Я знакома с весьма приятными и образованными мексиканцами, не имеющими привычки «тыкать» незнакомым людям, будь они их ровесниками или же принадлежащими к более низкому экономическому классу.
Скорее, тут можно проследить следующую закономерность: чем выше по экономическому положению тот социальный слой, к которому принадлежит молодой человек, чем обеспеченнее его родители, тем с большей вероятностью можно встретить в нем собеседника, предпочитающего такое вот «легкое» обращение, нисколько не обремененное условностями уважительных стратегий.
Немалую, а то и важнейшую роль в укоренении этой словесной раскованности (чтобы не сказать: вульгаризации) играет реклама потребительских продуктов любых, от стирального порошка и мороженого до дорогих марочных часов и автомобилей.
Например, в вечернее, наиболее выгодное время, целая треть(!) всего эфирного времени телевидения занимается рекламными роликами, которые разрывают текущую телепередачу на куски по
Вставка рекламной паузы предусматривается производителями телесериалов, поэтому каждую серию можно четко разделить на цепочку «кругленьких» сцен продолжительностью по
Современная реклама создает искусственные потребности, культивируя в человеке стремление к удовольствию и воспевая в нем эгоиста.
Согласно учебным пособиям, «реклама стремится преобразовать поведение публики, соблазнить ее, льстить ей, передать идеи, что позволяет существовать производству и потребительству масс», а для достижения этих целей реклама пользуется таким идейным подходом, как говорить «ты» безличному потенциальному потребителю.
Принято считать, что такое неформальное обращение помогает сократить психологическую дистанцию между оратором и слушающим, но так ли это на самом деле? А не стоит ли предположить, что, независимо от рекламных стратегий, имеет место насильственная словесная «уравниловка» в обществе, абсолютно не отвечающем условию равенства и равноправия?
Вполне возможно допустить, что эта мода лишь отражает всеобщее снижение взаимного уважения и, как логическое следствие, хотя и весьма завуалированное, оправдывает снижение ценности человеческой личности и жизни.
Да, разумеется, в светлом, чистом и разумном обществе я бы с радостью общалась на «ты» с любым только что встреченным человеком, но ведь такое общество возможно пока что лишь в утопиях!..
В реально же существующем капиталистическом мире о таком равенстве и речи быть не может; все междуклассовые, а зачастую и межсоседские отношения обусловлены рыночной экономикой, где практически все, в особенности общение, диктуется ее законами.