Как сделать, чтобы праздник в фирме принес пользу организации? Какие выгоды может получить компания от грамотно спроектированного корпоративного праздника?
О том, как обычный праздник можно превратить в инструмент внутреннего PR рассказывает Андрей Ульяновский, автор монографии «Мифодизайн рекламы», более 50 статей по вопросам адаптации маркетинга и рекламы к условиям России, работ в области творческого маркетинга и рекламы.
Праздник не должен доставлять только лишь удовольствие и быть источником эмоциональных переживаний для персонала, словно телевизионный боевик или театральная постановка за счет устроителей.
Неверно думать, что праздник предназначен лишь для того, чтобы отдохнуть и расслабиться. Особенно если учесть нашу российскую специфику отдохнуть, так «по полной», а расслабиться, так расслабиться совсем.
В этом случае деньги, выделенные на праздник, будут потрачены с очень низкой эффективностью.
Не следует вкладывать ресурсы в сам праздник, не запланировав предварительно, какое он должен произвести воздействие на персонал.
Типичное для России явление банальное морализаторство. При этом вначале мероприятия выступает глава праздника (или фирмы) и произносит
Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют
Праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет. Не нужно говорить: «Давайте дружить, выпьем, и все будет хорошо.». Это бесполезно. Не поможет.
Если праздник ведет нанятый артист, возникает противоречие: свой чужой. Поэтому лучше, если праздник ведет свой, неформальный лидер группы.
Для того чтобы правильно спроектировать праздник, сначала выявляется оргкультура. Затем выясняется, какие цели должны быть у данного праздника.
После этого подбираются подходящие инструменты.
I тип: иерархическая. Идеальная метафора для этого типа оргкультуры армия или министерство. Все очень четко регламентировано. Принципиально важным является выполнение формализованной процедуры.
Критерии успешности организации лежат не во внешних показателях ее деятельности, а в четкости следования приказаниям и инструкциям. В организациях иерархического типа подавлено личностное начало.
От работника требуется только «рациональный мозг на ножках». Эмоции и все человеческие природные инстинкты вытеснены. Человек превращается в машину, которая действуют по инструкции.
Последствия такого перекоса печальны: если слишком сильно подавлено человеческое начало, то организация начинает мертветь. Люди становятся «пустыми шкурками», знаками самих себя.
II тип: творческая. Каждый сам по себе личность, творец.
III тип: клановая. Метафора семья.
IV тип: рыночная. Организация ориентирована на конечный результат. Ключевым словом является эффективность. Все, что делается, рассматривается с точки зрения выгоды. Люди в таких организациях более прагматичны, циничны, ориентированы на достижение внешних целей.
В чистом виде оргкультура встречается крайне редко. Обычно она бывает смешанной, только в разных фирмах вышеперечисленные типы представлены в разной пропорции.
В идеале надо стремиться к уравновешиванию, гармонизации всех четырех составляющих. И если одна часть оргкультуры «вылезает» больше, а другая меньше, то «вытаскивать» нужно недостающую составляющую.
Цели у праздника могут быть рациональными и иррациональными.
К рациональным целям относятся:
знакомство;
формирование желаемого будущего;
инициирование запуск процесса;
отстранение от прошлого, забот;
следование традиции с утерянным первоначальным смыслом;
времяпровождение.
Иррациональные цели праздника могут быть следующие:
адаптация, когда организации нужно, чтобы люди к чему-либо привыкли;
интеграция, когда необходимо, чтобы сотрудники объединились и работали, как слаженная машина, и организация в целом была интегрирована с внешней средой;
целедостижение, чтобы работники все вместе достигали поставленных целей и деятельность каждого способствовала продвижению общих идей;
поддержание ценностного стандарта организации, чтобы все одинаково понимали, что хорошо и что плохо, что ценится, а что не ценится в данной фирме.
Таким образом, локальные цели праздника адаптация, интеграция. Глобальная цель заключается в гармонизации оргструктуры фирмы.
Что такое традиционные праздники у любого народа?
В социуме у людей вытесняются их естественные желания и накапливаются деструктивность, рассогласование. Все это напоминает пружину, которая в обычном состоянии слегка натянута. Человек «прогибается» под общество. Но напряжение необходимо время от времени сбрасывать, эту задачу и решают праздники.
На празднике все, что нельзя в повседневной жизни, становится можно, выплескивается наружу. Рациональная составляющая психики человека и внутренняя черная магма его подсознания приходят в баланс.
Праздник заканчивается, и рассогласование внутри личности накапливается вновь. До следующего праздника. Если вовремя не проводить гармонизирующих праздников, то может начаться деструктивное противодействие сотрудников организации.
В чем же состоит российская специфика корпоративных праздников?
Для российского персонала характерны следующие черты:
низкое ощущение стоимости жизни, ниже стоимости недвижимости, имущества (только у нас человек может по собственному желанию броситься спасать от пожара трактор, погибнуть в огне, и этот поступок общество оценит как подвиг);
ориентация на коллективное решение;
сильное воздействие надсистемных факторов (загадочность русской души, кураж, удаль);
ориентация не столько на цель, сколько на процесс и средства;
тонкое понимание правды, русский человек хорошо чувствует фальшь.
Праздники в России заряжены большей иррациональностью, чем это свойственно рациональному и прагматичному Западу.
Традиционная российская культура постоянно приходит в столкновение с западными построениями в области организационного консультирования. И если молодой персонал можно заставить добровольно-принудительно играть в прозападно оформленную оргкультуру, то лобовая «европеизация» старых организаций часто наталкивается на молчаливое сопротивление персонала.
В таких случаях эффективным представляется трансляция организационных принципов, целей и ценностей и их внедрение посредством действ в условиях внутрикорпоративного праздника.
Древние общественные ритуалы и их элементарные составляющие могут быть формализованы и описаны в виде перфомансов маленьких «эмоциональных кирпичиков». Эти кирпичики можно использовать при создании определенной эмоциональной композиции для конкретного праздника, когда выбирается нужный перфоманс из набора возможных.
Обычно хорошо спроектированные праздники включают в себя несколько ритуалов или перфомансов. Вот некоторые из них:
Воздвижение символа вверх или его вертикализация (фаллический символ). Условно этот перфоманс «вытаскивает» иерархическую часть оргкультуры организации. Существует установка, что вертикаль является символом упорядоченности, власти и управления.
Зажжение. Символическое возгорание чего-либо. Вспышка света, озарение смыслом, ясность цели. Все вместе радуются, объединяются, когда этот смысл появляется. Каждый потом в рациональной форме восстановит этот опыт. Символ работает, скорее, на творческую составляющую оргкультуры. Может также успешно применяться в рыночной и клановой организации.
Опасное испытание (инициация). Хорошо использовать в организациях, перегруженных рациональными смыслами. Этот перфоманс защищает от рутины, побуждает к творчеству, отсекает «своих» от «чужих».
Символический раздел целого (пищи). Этот ритуал необходим для того, чтобы люди приняли на веру ряд вещей как аксиому. У рационального сознания есть одна особенность постоянно задавать вопросы.
Но в современном мире, где вопросов больше, чем ответов, оно просто запутается и погибнет. И поэтому в образной форме необходимо некоторые ненужные вопросы снимать. «Это так потому, что это так. Наша организация состоит из
Почему именно раздел пищи? Гораздо большее воздействие происходит, когда кусочек съедается. Еще один смысл этого перфоманса «Если ты
Необходимо проговорить, что объект съедения (пирог, осетр, поросенок, барашек) является в данном случае именно конкурентом. А можно так и назвать праздник, чтобы всем стало ясно «День съедения »
Третье назначение этого ритуала подтверждение структуры власти. Лучшие куски отдаются вожаку (руководителю), оставшиеся приближенным.
Завершение неблагоприятных сценариев элементарная магическая схема.
Каждый в организации пишет на бумажке, что плохого с ним произошло. Эти записки складываются в один большой ящик. Затем ящик крепко-накрепко перевязывают лентой, чтобы из него ничего не выпало, сотрудники проговаривают, что все их неприятности позади, и ящик торжественно сжигают.
Объединение экстремальных усилий (соревнование). Ритуал активизирует рыночную составляющую оргкультуры фирмы. Развивает командный дух. Может усиливать также и клановость.
Например, перетягивание каната. Смысл: «мы вместе можем это сделать».
Запрещенное поведение (сексуальные шутки и подтексты). В пространстве праздника можно то, что в повседневной жизни не поощряется.
Это особенность праздника. Например, иерархическая организация отнимает, перехватывает у человека сексуальные роли. Тема секса в такой структуре «не идет», снята по велению «папы». В иерархической организации активизация сексуальной темы может повредить фирме и ни к чему хорошему не приведет.
Коллективное самовыражение, пение. Ритуал способствует целедостижению, эффективно в фирмах с рыночным типом оргкультуры. В творческих организациях часто бывает излишним. Творческие люди, как правило, менее склонны к корпоративности.
Самый ограниченный спектр символических выражений в иерархических организациях. Здесь наиболее востребованными становятся вертикализация, коллективное самовыражение (солдатская песня), объединение общих усилий.
В каждой из типов организаций свой набор ритуалов. Ищите подходящий именно вашей фирме, дерзайте, фантазируйте. Все в ваших руках.
Елена Ходак