Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Праздник как инструмент внутреннего PR

Как сделать, чтобы праздник в фирме принес пользу организации? Какие выгоды может получить компания от грамотно спроектированного корпоративного праздника?

О том, как обычный праздник можно превратить в инструмент внутреннего PR рассказывает Андрей Ульяновский, автор монографии «Мифодизайн рекламы», более 50 статей по вопросам адаптации маркетинга и рекламы к условиям России, работ в области творческого маркетинга и рекламы.

Как не надо проводить праздник

Праздник не должен доставлять только лишь удовольствие и быть источником эмоциональных переживаний для персонала, словно телевизионный боевик или театральная постановка за счет устроителей.

Неверно думать, что праздник предназначен лишь для того, чтобы отдохнуть и расслабиться. Особенно если учесть нашу российскую специфику — отдохнуть, так «по полной», а расслабиться, так расслабиться совсем.

В этом случае деньги, выделенные на праздник, будут потрачены с очень низкой эффективностью.

Не следует вкладывать ресурсы в сам праздник, не запланировав предварительно, какое он должен произвести воздействие на персонал.

Типичное для России явление — банальное морализаторство. При этом вначале мероприятия выступает глава праздника (или фирмы) и произносит какие-то отвлеченные слова. Сам-то он понимает, что люди не для того здесь собрались, но «надо речь сказать, вот я и говорю…». Его выступление всеми присутствующими на празднике, не исключая самого оратора, воспринимается как «обязаловка». И докладчик нередко заканчивает свою речь репликой типа: «Ну, вот и все, вы это выслушали, давайте теперь, значит, оттянемся…».

Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать.

Праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет. Не нужно говорить: «Давайте дружить, выпьем, и все будет хорошо.». Это бесполезно. Не поможет.

Если праздник ведет нанятый артист, возникает противоречие: свой — чужой. Поэтому лучше, если праздник ведет свой, неформальный лидер группы.

Как правильно спроектировать праздник?

Для того чтобы правильно спроектировать праздник, сначала выявляется оргкультура. Затем выясняется, какие цели должны быть у данного праздника.

После этого подбираются подходящие инструменты.

Какая бывает оргкультура?

I тип: иерархическая. Идеальная метафора для этого типа оргкультуры —армия или министерство. Все очень четко регламентировано. Принципиально важным является выполнение формализованной процедуры.

Критерии успешности организации лежат не во внешних показателях ее деятельности, а в четкости следования приказаниям и инструкциям. В организациях иерархического типа подавлено личностное начало.

От работника требуется только «рациональный мозг на ножках». Эмоции и все человеческие природные инстинкты вытеснены. Человек превращается в машину, которая действуют по инструкции.

Последствия такого перекоса печальны: если слишком сильно подавлено человеческое начало, то организация начинает мертветь. Люди становятся «пустыми шкурками», знаками самих себя.

II тип: творческая. Каждый — сам по себе личность, творец.

III тип: клановая. Метафора — семья.

IV тип: рыночная. Организация ориентирована на конечный результат. Ключевым словом является эффективность. Все, что делается, рассматривается с точки зрения выгоды. Люди в таких организациях более прагматичны, циничны, ориентированы на достижение внешних целей.

В чистом виде оргкультура встречается крайне редко. Обычно она бывает смешанной, только в разных фирмах вышеперечисленные типы представлены в разной пропорции.

В идеале надо стремиться к уравновешиванию, гармонизации всех четырех составляющих. И если одна часть оргкультуры «вылезает» больше, а другая меньше, то «вытаскивать» нужно недостающую составляющую.

Цели у праздника могут быть рациональными и иррациональными.

К рациональным целям относятся:
• знакомство;
• формирование желаемого будущего;
• инициирование — запуск процесса;
• отстранение от прошлого, забот;
• следование традиции с утерянным первоначальным смыслом;
• времяпровождение.

Иррациональные цели праздника могут быть следующие:
• адаптация, когда организации нужно, чтобы люди к чему-либо привыкли;
• интеграция, когда необходимо, чтобы сотрудники объединились и работали, как слаженная машина, и организация в целом была интегрирована с внешней средой;
• целедостижение, чтобы работники все вместе достигали поставленных целей и деятельность каждого способствовала продвижению общих идей;
• поддержание ценностного стандарта организации, чтобы все одинаково понимали, что хорошо и что плохо, что ценится, а что не ценится в данной фирме.

Таким образом, локальные цели праздника — адаптация, интеграция. Глобальная цель заключается в гармонизации оргструктуры фирмы.

Российская специфика корпоративных праздников

Что такое традиционные праздники у любого народа?

В социуме у людей вытесняются их естественные желания и накапливаются деструктивность, рассогласование. Все это напоминает пружину, которая в обычном состоянии слегка натянута. Человек «прогибается» под общество. Но напряжение необходимо время от времени сбрасывать, эту задачу и решают праздники.

На празднике все, что нельзя в повседневной жизни, — становится можно, выплескивается наружу. Рациональная составляющая психики человека и внутренняя черная магма его подсознания приходят в баланс.

Праздник заканчивается, и рассогласование внутри личности накапливается вновь. До следующего праздника. Если вовремя не проводить гармонизирующих праздников, то может начаться деструктивное противодействие сотрудников организации.

В чем же состоит российская специфика корпоративных праздников?

Для российского персонала характерны следующие черты:
• низкое ощущение стоимости жизни, ниже стоимости недвижимости, имущества (только у нас человек может по собственному желанию броситься спасать от пожара трактор, погибнуть в огне, и этот поступок общество оценит как подвиг);
• ориентация на коллективное решение;
• сильное воздействие надсистемных факторов (загадочность русской души, кураж, удаль);
• ориентация не столько на цель, сколько на процесс и средства;
• тонкое понимание правды, русский человек хорошо чувствует фальшь.

Праздники в России заряжены большей иррациональностью, чем это свойственно рациональному и прагматичному Западу.

Традиционная российская культура постоянно приходит в столкновение с западными построениями в области организационного консультирования. И если молодой персонал можно заставить добровольно-принудительно играть в прозападно оформленную оргкультуру, то лобовая «европеизация» старых организаций часто наталкивается на молчаливое сопротивление персонала.

В таких случаях эффективным представляется трансляция организационных принципов, целей и ценностей и их внедрение посредством действ в условиях внутрикорпоративного праздника.

Праздник — возвращение к древним ритуальным действам

Древние общественные ритуалы и их элементарные составляющие могут быть формализованы и описаны в виде перфомансов — маленьких «эмоциональных кирпичиков». Эти кирпичики можно использовать при создании определенной эмоциональной композиции для конкретного праздника, когда выбирается нужный перфоманс из набора возможных.

Обычно хорошо спроектированные праздники включают в себя несколько ритуалов или перфомансов. Вот некоторые из них:

• Воздвижение символа вверх или его вертикализация (фаллический символ). Условно этот перфоманс «вытаскивает» иерархическую часть оргкультуры организации. Существует установка, что вертикаль является символом упорядоченности, власти и управления.

• Зажжение. Символическое возгорание чего-либо. Вспышка света, озарение смыслом, ясность цели. Все вместе радуются, объединяются, когда этот смысл появляется. Каждый потом в рациональной форме восстановит этот опыт. Символ работает, скорее, на творческую составляющую оргкультуры. Может также успешно применяться в рыночной и клановой организации.

• Опасное испытание (инициация). Хорошо использовать в организациях, перегруженных рациональными смыслами. Этот перфоманс защищает от рутины, побуждает к творчеству, отсекает «своих» от «чужих».

• Символический раздел целого (пищи). Этот ритуал необходим для того, чтобы люди приняли на веру ряд вещей как аксиому. У рационального сознания есть одна особенность — постоянно задавать вопросы.

Но в современном мире, где вопросов больше, чем ответов, оно просто запутается и погибнет. И поэтому в образной форме необходимо некоторые ненужные вопросы снимать. «Это так потому, что это так. Наша организация состоит из стольких-то частей потому, что так надо. Он — руководитель потому, что так положено».

Почему именно раздел пищи? Гораздо большее воздействие происходит, когда кусочек съедается. Еще один смысл этого перфоманса — «Если ты кого-то съел — ты его победил». Ритуал «вытаскивает» рыночную составляющую.

Необходимо проговорить, что объект съедения (пирог, осетр, поросенок, барашек) является в данном случае именно конкурентом. А можно так и назвать праздник, чтобы всем стало ясно — «День съедения…»

Третье назначение этого ритуала — подтверждение структуры власти. Лучшие куски отдаются вожаку (руководителю), оставшиеся — приближенным.

• Завершение неблагоприятных сценариев — элементарная магическая схема.

Каждый в организации пишет на бумажке, что плохого с ним произошло. Эти записки складываются в один большой ящик. Затем ящик крепко-накрепко перевязывают лентой, чтобы из него ничего не выпало, сотрудники проговаривают, что все их неприятности позади, и ящик торжественно сжигают.

• Объединение экстремальных усилий (соревнование). Ритуал активизирует рыночную составляющую оргкультуры фирмы. Развивает командный дух. Может усиливать также и клановость.

Например, перетягивание каната. Смысл: «мы вместе можем это сделать».

• Запрещенное поведение (сексуальные шутки и подтексты). В пространстве праздника можно то, что в повседневной жизни не поощряется.

Это особенность праздника. Например, иерархическая организация отнимает, перехватывает у человека сексуальные роли. Тема секса в такой структуре «не идет», снята по велению «папы». В иерархической организации активизация сексуальной темы может повредить фирме и ни к чему хорошему не приведет.

• Коллективное самовыражение, пение. Ритуал способствует целедостижению, эффективно в фирмах с рыночным типом оргкультуры. В творческих организациях часто бывает излишним. Творческие люди, как правило, менее склонны к корпоративности.

Самый ограниченный спектр символических выражений — в иерархических организациях. Здесь наиболее востребованными становятся вертикализация, коллективное самовыражение (солдатская песня), объединение общих усилий.

В каждой из типов организаций — свой набор ритуалов. Ищите подходящий именно вашей фирме, дерзайте, фантазируйте. Все в ваших руках.

Елена Ходак

© PR News, № 2, 2000