Евгений Арабкин
Более тысячи социологов и других специалистов в смежных областях приехали на проходивший на факультете социологии Санкт-Петербургского государственного университета Всероссийский cоциологический конгресс «Общество и социология: новые реальности и новые идеи». Три дня, с 27 по 30 сентября, работали 24 секции и множество круглых столов, происходил тот самый обмен знаниями, которым так дорожат в научной среде.
Конгресс был посвящен актуальной социологии, социологии сегодняшнего дня.
Многие проблемы социологической науки и практики непосредственно задевают и российский PR, так как социология является одной из важнейших его опор. Например, усиление «клиентизма» и коммерциализации в социологии, что выражается в практике политической ангажированности социологических исследований. Следствием этого является понижение их социальной значимости и эвристических возможностей.
Редакция PR News сосредоточила свое внимание на работе секции «Социальные коммуникации и информационное общество». Среди докладов, прозвучавших на секции, были выступления, в которых поднимались вопросы PR-теории и практики: «Модели и типы социальных коммуникаций» (И. П. Яковлев, Д. В. Каминский, Санкт-Петербург), «Рынок телевизионной рекламы и качество социологической информации» (В. П. Коломиец, Москва), «Средства массовой информации и общество» (А. Л. Елисеев, г. Орел) и другие.
Современный российский PR почувствовал себя самостоятельным, еще не до конца выйдя из скорлупы. На секции говорилось о том, что самодостаточность многих как теоретиков PR, так и практиков привела к тому, что наши специалисты не знают никого, кроме себя.
Преподавание и практическая работа нередко основываются на одной лишь интуиции, которой пока еще хватает (ведь удается заработать деньги). Но со временем порох может кончиться, и настанет кризис для всех псевдопрофессионалов.
И. П. Яковлев, профессор СПбГУ, руководитель секции:
Необходимо усиливать фундаментальную подготовку в области теории коммуникаций, социальных коммуникаций. Такая подготовка нужна не только PR-профессионалам и рекламистам, но и другим специалистам, потому что, по существу, вся наша жизнь сплошная коммуникация. Необходимо развивать прикладные аспекты теории коммуникаций и эмпирические исследования. Сегодня технология развивается стихийно кто во что горазд, исходя из своего ума, из своих возможностей.
А в принципе, она должна быть связана с фундаментальной теорией. Но придет такое время, когда специалисты почувствуют необходимость в этом. А сейчас люди думают: «Ну, теория общие разговоры. Некогда надо деньги делать ». Пока им это удается.
С другой стороны, преподаватели не могут давать советы практикам им самим не хватает практического опыта. Теория и практика слишком далеко ушли друг от друга.
В результате вузы оторвались от реальной жизни, а те, кто пытается заниматься практическим PR-ом, подчас не знают элементарных вещей, не владеют теорией коммуникаций. Стандартная PR-акция сейчас это выпуск листовок, проведение пресс-конференций, каких-либо мероприятий типа вывешивания шариков.
Такой PR создается на основе журналистских навыков и умений
В. П. Коломиец, профессор МГУ:
Академическая наука варится в собственном соку, занимается своими проблемами, далекими от практики. Поэтому она мало интересна студентам. С другой стороны, существует практика, где ремесленничество являетсяодним из основных содержательных моментов.
Но хочу сказать, что в последние годы идет достаточно сильный процесс профессионализации PR-овского бизнеса, рекламного бизнеса, телевизионного бизнеса. Значит придут профессионалы, их необходимо учить, необходимо переподготавливать.
Думаю, что некоторая конвергенция между практикой, реальным бизнесом и фундаментальной наукой будет продолжаться. И в этом я вижу позитив. Уже то, что на сегодняшнем конгрессе выступали и теоретики, и практики, говорит о таких тенденциях.
PR-кампании, организованные в процессе выборов, показывают, что PR у нас работает. Например, с помощью PR мы смогли избрать президента, и уже не один раз.
Сейчас PR стал потихоньку проникать в торговлю, в коммерцию. Бренды начинают обрастать PR-овскими действиями. Рекламные агентства смыкаются с PR-овскими службами. Слияние PR-овских и рекламных служб принципиально важное явление этого года.
Но, к сожалению, у нас вся система выстроена московоцентристски, и значительная доля PR-рынка находится в Москве. Там, где деньги, там и люди, там и заказы. К сожалению, все остальные регионы отстают на несколько порядков.
А Вы, как москвич, действительно думаете, что это к сожалению?
К сожалению. И думаю, будущее за большей сегментацией рынка, за возникновением региональных рынков, развитием региональных систем продаж, систем рекламы и PR. Все это связано с повышением уровня жизни населения процесс не очень быстрый, но будем двигаться. Невозможно жить в стране только через Москву. Это неправильно.
Политический PR, безусловно, успешней и наглядней. Само слово «PR» большинство людей воспринимает только с приставкой «политический». Туда больше стремится молодежь, там большие деньги.
Хорошо, что коммерческий PR становится качественнее и умнее, по крайней мере, в Москве. Только до сих пор мало развивается очень нужный социальный PR.
Востребованность специалистов в социальном PR пока не подкреплена деньгами, и туда, куда мог бы хлынуть поток, просачиваются только капли. Разного рода проблемы есть везде. Можно, конечно, работать и с малой отдачей и привыкнуть к плохому, не зная, что такое хорошее.
Ведь шаблонные PR-акции это как раз и есть результат заниженных требований, предъявляемых заказчиками. Но спрос на настоящих профессионалов в области PR все-таки растет, и со временем конкуренция даст отставку непрофессионалам.