В 1998 году в Пражском представительстве Государственного Санкт-Петербургского технического университета начал работу факультет по подготовке специалистов по связям с общественностью для русских и русскоговорящих студентов.
Сегодня, как правило, мы учимся у других стран паблик рилейшнз, перенимаем опыт западных коллег, переводим их труды. И это не удивительно «связи с общественностью» и как профессия, и как учебная дисциплина переживает в нашей стране период становления. Но вот другой опыт
Рассказывает Татьяна НАЗАРБЕКОВА, преподаватель дисциплины «связи с общественностью» филиала СПбГТУ в Праге.
Читать курс мы начали, пользуясь поддержкой и методическими разработками из Санкт-Петербурга. Однако по завершении первого года обучения встал вопрос о практическом применении знаний студентов, обмене опыта с чешскими коллегами.
С целью определения спроса на образовательные услуги нашего вуза в Праге, а также установления сотрудничества с пражскими PR-агентствами нами была разработана анкета для опроса рекламных и PR-агентств.
Среди опрашиваемых PR-специалистов 70 % откликнулись на приглашение принять участие в исследовании. И мы считаем это успехом, так как в анкетах было указано, что опрос проводит Российская образовательная структура. Взаимоотношения чехов и русских крайне противоречивы и очень изменчивы. Тем более нам было интересно узнать, что думают в Праге о нашем факультете «Связи с общественностью».
Чехи до сих пор не имеют собственной образовательной структуры в области PR. Основную нагрузку по подготовке PR-специалистов несет London School of Public Relations. Это коммерческие курсы, включающие в себя различные по срокам и степени интенсивности образовательные программы.
Курсы ориентированы на людей, имеющих высшее гуманитарное образование и проводятся на чешском и английском языках. Трое преподавателей школы британцы, почти все остальные чехи, выпускники этого же учебного заведения. Недавно в Праге открылся частный лицей, в старших классах которого ввели курс «Связи с общественностью».
Половина респондентов на вопрос нашей анкеты «Направили ли бы вы своих сотрудников на обучение по курсу «Паблик Рилейшнз» в Российский Университет?» ответили утвердительно. Это нас приятно удивило, поскольку другие факультеты Российских образовательных структур, находящиеся в Чехии (экономический, права, педагогики, предпринимательства) до сих пор не привлекли к себе серьезного внимания чехов. Так, например, за пять лет существования в Праге филиала Московского института предпринимательства и права только один чешский студент изъявил желание получить в нем образование.
Учиться у нас чехи готовы. В то же время, готовы и преподавать специальные дисциплины в нашем Университете. Так ответили 30% профессиональных PR-специалистов, работающих в различных областях Паблик Рилейшнз.
И почти 100 % PR-агенств согласились принять наших студентов на летнюю практику в свои компании.
Так началось сотрудничество Технического университета Санкт-Петербурга с чешскими PR-агентствами.
Практически все крупные агентства Праги двуязычны, то есть свободное владение чешским и английским языками это норма для желающих получить работу в PR-агенствах. В нескольких фирмах, организованных при помощи немецких специалистов, требование к сотрудникам знание трех языков. Некоторые агентства (CREO, Bily medved P.R., EMC, AMI Communications и др.) могут предложить Вам своих специалистов, которые свободно разговаривают на русском, французском, итальянском, испанском, польском, словацком языках.
На сегодняшний день Прага заполонена различными организациями из соседних европейских стран и США. Фирмы, банки, агентуры и «канцелярии» (самое распространенное название организации у чехов) с участием иностранного капитала и специалистов растут в геометрической прогрессии.
Именно фирмы, работающие в PR и рекламе сегодня не только обслуживают экономику Чехии, но и влияют на нее, влияют на политические процессы в стране. Чехия первоочередная страна-кандидат на вступление в ЕС. Не только Чехия старается поспеть за развитыми европейскими соседями, но и ближайшие страны Европы стремятся занять свободные ниши в экономике Чешской республики.
Все крупнейшие агентства (22 «агентуры», как называют их чехи) объединены в Ассоциацию PR-агентств APRA.
APRA имеет свой постоянно действующий штаб, расположенный в самом центре Праги, штат сотрудников, курсы, сайт в Интернете. APRA является постоянным членом ICO (International Committee of Public Relations Consultancy Associations).
Рабочий штаб ассоциации включает в себя три отдела: исполнительный совет (состоит в основном из директоров агентств), законодательная комиссия, ревизионная комиссия и секретариат. Всего в штат ассоциации входит шестнадцать человек. Стать членом APRA может стать любое юридическое или физическое лицо.
«Агентура», желающая вступить в ассоциацию, должна удовлетворять следующим условиям:
1. быть зарегистрированной как предпринимательский субъект, работающий в сфере Public Relations;
2. иметь два поручительства от действующих членов APRA;
3. осуществлять свою деятельность, не нарушая этического кодекса IPRA и Римской Хартии ICO;
4. иметь ко дню вступления не менее трех лет истории существования на рынке PR;
5. иметь доход не менее 2 млн Крон ($1 37 крон);
6. представить отзывы от трех клиентов;
7. публиковать регулярно отчет о доходах и налогах;
8. иметь в активе не менее трех проектов в рамках стратегического плана.
При вступлении в ассоциацию агентство платит регистрационный взнос и ежемесячно производит оплату расходов ассоциации. АPRA знакомит членов с новыми публикациями и технологиями в PR, помогает разрешать спорные вопросы и проблемные ситуации, возникающие между агентствами, организует семинары и конференции, помогает с поиском клиентов, а также специалистов для работы в агентствах, представляет своих членов в международных организациях. И все же На вопрос о мотиве вступления в APRA 60% опрошенных ответили: «Это престиж».
Опрос показал, что большинство PR-агентств Чехии работает в области бизнеса. Так нам ответили 65% респондентов.
Примерно треть агентств добавили, что могут предоставить услуги в политической и общественной сферах по требованию клиента. На наш вопрос об уровне профессионализма этих услуг, четкого ответа мы не получили.
Таким образом, ведущие сферы деятельности большинства PR-фирм следующие:
1. Busniness to business Relations;
2. Financial Relations;
3. Cunsumer Relations;
4. Media Relations;
5. Conference Services;
6. Corporate Design, DTP, Singmaking.
Очень популярны услуги в области издательской деятельности (Editing, Pulishing), а также по составлению годовых отчетов, изготовлению рекламы. Ни одно из опрошенных агентств не указало в числе направлений своей деятельности такие сферы, как «massage managment» (управление процессом адекватного восприятия аудиторией сообщений) или «public involvement» (общественная экспертиза).
Практически все PR-агентства последним пунктом обязательно ставят Full Service (комплексные услуги), подразумевая, что список указанных сфер деятельности может быть расширен.
Такая коммерциализация чешских PR-агентств объясняется тем, что многие профессиональные PR-консультанты, работающие в штате организаций, так или иначе связаны с общественно-политической жизнью страны. Чешска Влада (Парламент), правительство, Президент Республики Вацлав Гавел, политические и общественные партии и движения используют в своей деятельности возможности Паблик Рилейшнз с начала 90-х годов. И следующем этапом нашего плана является установление связей с PR-консультантами, работающими в области политических технологий.
Представляя информацию о себе, чешские агентства обязательно указывают сумму дохода (в млн. крон) и сумму на счету (billing) на текущий день. Кроме этого месяц и год создания организации, сколько в ней работает сотрудников, число постоянных клиентов, фамилии первых должностных лиц.
Кроме Праги PR-агентства расположены в крупных городах Чехии Брно, Чешски Будъевицы, Пльзень.
Сегодня многие агентства готовы к сотрудничеству с Россией, к обмену опытом. Однако были фирмы (DB Consult, CCL), которые отказались от контактов, узнав о российском происхождении вуза.
Тем не менее, уже в этом учебном году наши студенты будут практиковаться в 10 ведущих PR-компаниях страны. И мы надеемся расширить не только наши познания PR-мира Чешской республики, но и сотрудничество во все-таки новой и для нас, и для чехов области Public Relations.