Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Имидж топ-менеджера и PR фирмы

Недавнее исследование, проведенное "Kommunikationsberatung Burson-Marsteller" показало, что на принятие решения не менее чем 48% инвесторов о вложении средств оказывает влияние имидж главного менеджера фирмы. Да и квалифицированные специалисты, как правило, не предоставляют первой попавшейся конторе свои способности и навыки. Если на высоком посту нет личности, вызывающей доверие, — такой компании трудно будет добиться успеха. И «Черной книге имен компаний», вошедших осенью прошлого года в пятерку самых продаваемых книг, приводятся 274 компании, которым именно из-за вышеупомянутых причин не светит занять достойное положение на рынке.

Компании, оказавшейся в кризисной ситуации, просто не обойтись без харизматического лидера. И если он будет работать со СМИ, его слова вызовут гораздо большее доверие, чем информация, полученная от некой безликой организации.

В данном исследовании, проводившемся в прошлом году, впервые произведена попытка изучения немецкой деловой элиты, ее самосознания и стремлений, идей и ценностей.

Опросы проводились при участии Института социологии г. Гамбурга и Университета г. Хохенхайм. Научный руководитель: зав кафедрой социологии Университета г. Хохенхайм, профессор Ойген Бусс (Eugen Bu?). Автор работы: доктор Михаэль Нойнер (Michael Neuner), сотрудник кафедры социологии университета г. Хохенхайм.

Изучаются топ-менеджеры

С марта по август прошлого года было опрошено и «изучено» пятьдесят восемь топ-менеджеров крупнейших немецких компаний. Опрашивались как мужчины, так и женщины, занимающие высокие позиции в бизнесе, хотя представители «слабого пола» встречаются на руководящих должностях крайне редко.

Что касается возрастных рамок, то основная масса участников исследования представлена послевоенным поколением. Средний возраст руководителей — 57 лет.

Хорошее образование и высокая профессиональная квалификация — необходимые требования для претендента на позицию топ-менеджера. Прежде в немецкой деловой элите преобладали юристы, но это теперь уже в прошлом. Сегодня вряд ли можно найти хотя бы одну крупную компанию, где бы в совете директоров и на других высоких постах не было бы специалистов с экономическим образованием.

По численности вторую позицию после экономистов в немецкой деловой элите занимают инженеры-техники.

Многие годы академическое образование служило хорошей отправной точкой для восхождения на вершину управленческой пирамиды бизнеса. Но с 70-х годов изменился идеальный портрет топ-менеджера: теперь это должен быть «уникальный» специалист с узкопрофильной специализацией. Поэтому сегодня все большее число руководителей стараются получить ту или иную ученую степень. И по результатам опроса, более 50% топ-менеджеров имеют, как минимум, одну ученую степень.

Система ценностей и принципы работы немецкого топ-менеджера

Несмотря на прагматизм немецкой деловой элиты, такое качество как креативность ценится в руководителях наравне с профессионализмом и пунктуальностью. Вызывает некоторое удивление тот факт, что, по данным опроса, такое понятие как «власть» играет для немецкой деловой элиты довольно незначительную роль. Есть другие ценности, которые гораздо важнее. Топ-менеджеры к принуждению как методу руководства стараются прибегать крайне редко, лишь в исключительных случаях. И 100% опрошенных предпочитали бы обходиться без каких-либо жестких методов.

Кроме того, респонденты выразили единодушие в своих убеждениях, касающихся выбора между политикой компании и системой ценностей руководителя в ситуации конфликта. И если политика компании будет противоречить личным моральным принципам и системе ценностей, и не будет возможности эту ситуацию изменить, то, скорее всего, менеджер покинет эту компанию, чтобы не вступать в конфликт со своей совестью.

Среди качеств, которые, по мнению опрошенных, наиболее важны для топ-менеджера — железная самодисциплина, обязательность, порядочность, надежность, корректность и справедливость, т. е. набор стандартных прусских добродетелей.

Имидж топ-менеджера

Топ-менеджеры по праву составляют значительную часть деловой элиты. Однако, лишь 36% руководителей высшего звена причисляет себя к элите. Другая треть категорически отрицает свою принадлежность к «сливкам общества». И оставшаяся часть опрошенных не может с уверенностью как отнести себя к элите, так и утверждать, что они к ней не принадлежат.

В последнее время в СМИ преобладает отрицательный образ топ-менеджера. Профессия менеджера становится все менее престижной. По данным Allensbacher Berufsprestige-Skala 2001 (шкала профессиональной престижности агентства Алленсбахер) профессия менеджера «упала» с пятого на двенадцатое место, и это падение продолжается. Лишь немногие профессии, такие как, например, военнослужащий или книготорговец, ценятся еще ниже. Основная причина сложившейся ситуации — отсутствие организации грамотной PR-работы по формированию позитивного имиджа профессии менеджера.

Виноваты в создании негативного образа менеджера и СМИ, которые фокусируют все внимание общественности, прежде всего, на ошибках и неудачах, и придают, при этом, частным ошибкам глобальное значение.

Из-за недостатка квалифицированных PR-специалистов, менеджеру часто приходится самому представлять свою компанию. Многие руководители самокритично признают, что отсутствием организованной PR-работы и и зачастую безграмотным пиаром, они причинили сами себе существенный вред.

Еще одной причиной сложившегося отрицательного образа топ-менеджера является обычная зависть. Как сказал один из респонентов: «В Германии элитам всегда завидуют, и это порождает негативное отношение. Я часто спрашиваю себя, а не уехать ли мне вообще из этой страны?».

Зона ответственности и профессиональные обязательства

Как показывают исследования, профессиональный долг у менеджеров находится на первом месте. Работе они уделяют больше времени и внимания, чем семье и знакомым.

Топ-менеджеры мало интересуются политикой, разве что в случаях, когда она оказывает непосредственное влияние на их бизнес. Как правило, политическая деятельность деловой элиты заключается в лоббировании и защите корпоративных интересов.

Выводы

Существует огромная разница между тем, какими видят себя топ-менеджеры и образом руководителя, который создают СМИ. И это негативно сказывается не только на самих менеджерах, но и на бизнесе в целом. Только PR может помочь разрешить эту проблему. И в последнее время все большее значение для бизнеса приобретают связи с общественностью.

Как сказали Грегор Шёнборн (Gregor Schonborn), топ-менеджер KohtesKlewes Gruppe, и президент PR-агентства Александер Гюттлер (Alexander Guttler): «PR стратегия компании включает в себя многие факторы. Важен и правильно выбранный имидж, и стиль общения топ-менеджера. От этого во многом зависит успешность всей стратегии».

Новая задача PR в Германии — создание вызывающего доверие и симпатию образ топ-менеджера.

Перевод Сергея Паулова

© PR News, № 14, 2002