Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Об этике в России говорить еще рано, но все равно нужно…

К такому выводу пришли специалисты, собравшиеся 19 декабря за круглым столом в Центре профессиональной этики и рейтинговой аналитики, созданном на базе кафедры связей с общественностью РГПУ им. Герцена. На мероприятии присутствовали представители властных, коммерческих и образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Инициаторами дискуссии выступили руководители Центра, которые, следуя известной русской пословице, заблаговременно начали подготовку к ежегодной летней конференции «Профессиональная этика в PR и рекламе».

В качестве почетного гостя круглого стола был приглашен германский философ-экономист, основатель и директор Ганноверского Института Философских Исследований (Forschungsinstitut fur Philosophie Hannover), почетный доктор РГПУ Петер Козловски. В беседе также приняли участие представители СМИ (Радио России, журнал «Мост», журнал «PR-диалог», газета «Педагогические Вести», газета PR News).

Как найти ответ на основной вопрос?

Участников круглого стола приветствовал декан факультета Философии человека РГПУ В. А. Рабош, и сразу же после его выступления Л. А. Громова, координатор Центра, сформулировала основной вопрос для обсуждения и задачу круглого стола. Итак, способна ли этика стать инструментом регулирования бизнес-отношений в России, и что для этого нужно сделать? Необходимо было выявить основные проблемы для обсуждения на предстоящей конференции.

Нам еще рано

Отвечая на поставленный Л.А. Громовой вопрос, Л.С. Залманов, заместитель директора по связям с общественностью ОАО «ЛОМО»,отметил, что слово «этика» на данный момент в России нередко вызывает одну лишь усмешку. Иначе и быть не может. Мы сейчас находимся на том этапе экономического развития, когда думают о выживании, а не о самовыражении. Никто пока не готов взять такой инструмент как этика в свои руки. Однако, пиарщики понемногу двигаются в нужном направлении, например, служба по связям с общественностью ЛОМО по собственной инициативе начала разработку корпоративного этического кодекса.

Пресс-секретарь Ассоциации Коммерческих банков Санкт-Петербурга В.И. Шинкунас заметил, что с этической точки зрения мы — средневековые люди. Таков российский менталитет: русский, предложи ему выбрать себе друга и соратника, отдаст предпочтение не тому, кто никогда не нарушает закон, а тому, кто умеет не попасться на этом.

Петер Козловски возразил против подобной позиции и заявил, что правила надо соблюдать всегда, это не только этично, но и экономически выгодно.

В.А. Рабош добавил, что с этикой у нас сейчас, можно сказать, «борются», например, называя человека моралистом, этим хотят скорее упрекнуть его, чем похвалить.

Г.Л. Тульчинский, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) пояснил, что российское профессиональное сообщество еще недостаточно интегрировано в мировое, для России на данном этапе характерен цинизм власти и правовой нигилизм. «До тех пор, пока сумма прибыли от незаконных действий значительно превышает сумму наказания, ни о какой этике речь идти не может», — сказал он, отвечая на категоричное заявление Козловски.

По мнению Е.С. Протанской, зав. кафедрой педагогики и психологии СПбГУКИ, разработавшей авторский курс по профессиональной этике, недоразвитость нашей профессиональной этики действительно порождает и чисто практические неудобства. Например, работы российских психологов не публикуются за рубежом, поскольку отсутствует заключение комиссии по этике относительно их исследований.

Что же делать?

«Надо работать над смыслом человеческого бытия», — со всей философской глобальностью заявил В.А. Рабош. Необходимо, чтобы этика стала востребована.

«Никакие кодексы и комиссии не помогут выработать внутреннюю потребность поступать по совести», — согласился Л.С. Залманов.

«Необходимо работать с молодежью, ведь это им создавать этическое будущее», — конкретизировала Н.Л. Лапина, зам.декана факультета философии человека РГПУ. Работа в этом направлении в РГПУ уже ведется, были проведены три конференции под названием «Молодежь и нравственное здоровье общества», планируется продолжать эту традицию.

Оригинальное решение предложил В.И. Шинкунас. По его мнению, молодежь, если и лукавит и жульничает, то исключительно потому, что жизнь у нее тяжелая. «Так давайте же дадим всем студентам собственность, и они мигом станут этичными». «Тогда уж и преподавателям тоже!», — послышалось со всех сторон.

Генеральный директор холдинга «Арткрафт» вернул участников круглого стола к серьезному обсуждению проблемы, и обратил их внимание на то, что этические кодексы для организаций разрабатывать совершенно необходимо. С ним полностью согласился и гость из Германии.

Г.Л. Тульчинский также напомнил о несоответствии некоторых принимаемых сегодня законодательных норм нормам этическим, приведя в качестве примера закон о меценатстве, принятый недавно Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. «По существу, это продажа индульгенций, — сказал он, — все законы, несомненно, должны проходить этическую экспертизу».

«Мы знаем цену многим журналистам»

Эта меткая фраза Е.С. Протанской кратко резюмирует одно из направлений дискуссии. Как сказал зав.кафедрой связей с общественностью РГПУ А.В. Чечулин, «для того, чтобы наше гражданское общество начало нормально функционировать, необходимо решить три проблемы: проблему дезинформации, проблему коррупции и проблему «заказухи» в СМИ».

Он также отметил, что появилась тенденция к уменьшению количества «теневых» денег во взаимоотношениях СМИ и PR-специалистов. Большинство журналистов все же старается следовать недавно опубликованному этическому кодексу РАСО, один из пунктов которого гласит, что «новостные публикации не могут размещаться на платной основе».

Извинившись перед присутствующими представителями СМИ, А.В. Чечулин процитировал Сергея Беленкова, который заявил, что ответственность за сложившиеся взаимоотношения между PR и СМИ лежит именно на журналистах, а не на пиарщиках, поскольку многие из них просто вымогают эти деньги.

Л.С. Залманов вступился за журналистов, и пояснил, что они люди хотя и творческие, но наемные, а по сему во всем виновата редакционная политика некоторых изданий. Однако, он также заметил, что СМИ не готовы ни обсуждать эту проблему, ни решать ее, это пытаются сделать в основном пиарщики.

Петер Козловски поделился тем удивлением, которое он испытал, столкнувшись с необходимостью платить журналистам. «Это уменьшает объективность материалов, а вместе с ней — престиж издания, который должен быть дороже денег», — сказал он. «В Германии журналистам иногда оплачивают проживание в гостинице, но не сам репортаж. Более того, самые лучшие газеты отказываются и от этих денег, что способствует укреплению их репутации».

Одна этика, другая этика…

В ходе беседы возник вопрос о соотношении между профессиональной этикой и этикой общечеловеческой. В.Ю. Перов (кафедра этики и эстетики СПбГУ), объявил это различие надуманным, не более чем иллюзией. «Медицинской этикой, например, должны заниматься не медики, а этики, и в развитых странах это так и есть», — сказал он.

Г.Л. Тульчинский уточнил, что глобализация, ставшая неотъемлемой характеристикой современности, способствует универсализации этики. При этом он добавил, что этика все же бывает разная, причем даже внутри корпоративной этики существует различие между этикой в имидже и этикой в самой организации.

Например, считается, что ученый должен быть 1) бескорыстным; 2) всецело преданным делу; 3) открытым для критики. Но, зайдя на любую кафедру, занимающуюся научной работой, вы обнаружите, что существует конфликт между этими имиджевыми корпоративными декларациями и реальной жизнью.

Окажется, что 1) нужно как-то жить, а также покупать оборудование; 2) если у тебя болен ребенок, бесчеловечно сидеть за компьютером вместо того, чтобы отвести его к врачу; 3) осуждается критика предшествующей научной традиции. И это далеко не единственный пример.

Подводя итоги круглого стола, Л.А. Громова отметила, что дискуссия была не только очень интересной, но и, безусловно, значимым событием для PR-сообщества, поскольку задает уровень этической культуры, а это уже немалый шаг на пути к ее внедрению в российском бизнес-пространстве в целом. «Профессиональная этика несомненно нуждается в PR, и мы будем и дальше этим заниматься», — сказала она.

После этого началась менее формальная часть мероприятия — фуршет, организованный при содействии компании «Арткрафт», на котором участники круглого стола продолжили в непринужденной обстановке обсуждение поставленных проблем.

Евгения Синепол

© PR News, № 14, 2002