78 декабря в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) состоялась международная студенческая научно-практическая конференция «Коммуникация как профессиональная деятельность. Современное состояние и перспективы».
В ней приняли участие студенты из Харькова, Йошкар-Олы, Новгорода, Москвы, Оренбурга, Курска и Санкт-Петербурга. Среди гостей конференции были профессор Таусонского университета Майкл Стенли (Michael Stanley, professor, Towson University MD USA), почетный доктор СПбГУТ Йохан Гюнтер (Johann Gunther, PHD, Donau-Universitat Krems, Austria), а также Ричард Линнинг, вице-президент Европейской Ассоциации PR (Richard Linning, CERP vice-president, Great Britain).
Конференция проходила на русском, английском и французском языках, причем переводчики работали исключительно для гостей, студенты же отказались от их помощи.
Участников, гостей и организаторов конференции поприветствовали ректор СПбГУТ А. А. Гоголь и декан Гуманитарного факультета С. А. Лосев, после чего началось пленарное заседание, в рамках которого было сделано три доклада. Заведующая кафедрой связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Л. В. Азарова подробно ознакомила присутствующих с понятием интегрированных маркетинговых коммуникаций.
По мнению докладчика, распространенные на данный момент обвинения маркетинга во вторжении в сферу деятельности PR бесперспективны. Вместо этого теоретикам и практикам PR следует найти свою нишу в ИМК, поскольку они уже стали неотъемлемой реальностью современного делового пространства.
В подтверждение этого тезиса Майкл Стенли рассказал о том, что именно практики PR попросили ввести обучение ИМК в программу подготовки специалистов в Таусоновском университете. Сегодня, чтобы успешно противостоять конкурентам, компании необходимо уметь эффективно координировать все свои бизнес-коммуникации. Для того, чтобы специалист был способен обеспечить слаженную деятельность нескольких подразделений фирмы, он должен в совершенстве владеть всеми аспектами коммуникационной деятельности, поэтому подготовка практиков PR в Туасоновском университете идет сразу по множеству направлений: психология, этика, PR, реклама, маркетинг, продажи, управление персоналом и т. д.
Заведующая кафедрой связей с общественностью и русского языка СПбГУТ В. А. Ачкасова как хорошая хозяйка, прежде чем перейти к основной теме своего доклада, обратила внимание гостей на уникальность помещения, в котором проходила конференция.
Собственно же доклад был скорее пессимистичен. В нем была затронута проблема глобализации и перечислено множество негативных последствий этого процесса. В частности, глобализация лишь усугубляет отчужденность и неравенство мировых культур, разрушая прежнюю систему ценностей, она не создает новой, а доступность информации делает возможной манипуляцию массовым сознанием. При этом глобализацию уже невозможно остановить, и каждая страна так или иначе оказывается к ней причастна.
После кофе-брейка, заботливо организованного студентами СПбГУТ, началась работа трех секций: «Имидж как творчество», «Роль языка в коммуникационном процессе» и «Коммуникация: теоретический и практический аспекты». В прозвучавших докладах отразилось все то многообразие, которое содержит в себе понятие коммуникации. Были затронуты как узко практические, так и фундаментальные теоретические проблемы. Развитие взаимоотношений между Россией и Финляндией, реализация проекта «Я люблю мой город» в Оренбурге, влияние телевидения на человеческое поведение, этические проблемы манипуляции, трансформация харизмы в имидж, влияние СМИ на имидж политика, структура и функции коммуникации вот далеко не полный спектр вопросов, рассмотренных в ходе работы секций.
Второй день конференции начался с деловой игры под названием «Мозговой штурм». В течение часа две команды должны были выбрать или изобрести некий продукт или услугу и разработать план его продвижения на рынок.
Участвовавший в работе одной из команд, Йохан Гюнтер поделился опытом проведения подобных игр в своем университете, отметив, что у них принято правило: на следующий же день должна начинаться реализация выработанных идей. Предложение было воспринято с восторгом, однако программа конференции требовала прерваться на кофе-брейк, а также провести круглый стол на тему «Коммуникация: практический аспект профессиональной деятельности». В его работе приняли участие Йохан Гюнтер, Надежда Явдолюк исполнительный директор профессионального конкурса в области связей с общественностью «Серебряный лучник», Ричард Линнинг и Дмитрий Петровский генеральный директор «Северо-Западной Медиа-группы». Йохан Гюнтер, говоря о возросшей мобильности современного общества, рассмотрел это понятие со множества сторон, в частности поделившись со слушателями рядом забавных фактов.
Например, в Австрии несколько лет назад количество производимых мобильных телефонов превосходило количество проживающих в стране людей. И это вовсе не уникальная ситуация, она наблюдается еще в нескольких регионах. Надежда Явдолюк с уверенностью заявила, что все присутствующие в зале студенты «неизбежно» станут профессионалами, а раз так, то им прямая дорога на «Серебряный лучник».
А пока есть у кого поучиться: недавно вышла книга, содержащая 50 лучших конкурсных проектов за все время существования «Лучника» и в ближайшее время она появится на каждой кафедре, обучающей специальности «Связи с общественностью». Кроме того, планируется проведение видео-конференции с участием авторов «горячей десятки» проектов. Дмитрий Петровский не был так оптимистичен в своих ожиданиях и, указав на неспособность многих современных PR-специалистов составить хотя бы грамотный пресс-релиз, посоветовал студентам непременно пройти стажировку в какой-нибудь корпорации, чтобы узнать бизнес изнутри, а также в СМИ чтобы узнать как его подать.
Ричард Линнинг в свою очередь, авторитетно заявил, что «PR в России ничуть не хуже, чем где бы то ни было». Более того, в позапрошлом году именно проект московских пиарщиков получил первое место на международном конкурсе. PR это не только пресс-релизы, нужно уметь не только угодить клиенту, но и оправдать ожидания аудитории, а для этого нужно ее изучать, прислушиваться к ней, а не просто использовать в своих целях, как это делал, например, Айви Ли. «Настоящие коммуникации это умение слушать, а не говорить, сказал он, у нас два глаза и два уха, но только один рот, давайте же придерживаться этой пропорции».
На этом содержательная часть конференции завершилась и началась часть торжественная. Лучшие участники конференции, выявленные путем тайного голосования, получили из рук Ричарда Линнинга подарки и почетные грамоты, подписанные деканом гуманитарного факультета С. А. Лосевым.
Таковыми стали: Карзова Диана (СПбГУТ, доклад на тему «Психолингвистические особенности создания слогана»), Чиган Элина (СПбГУТ, «Создание эффективного названия (семонемический подход)»), Гущина Ирина, Зимина Елизавета (СПбГУТ, «Проблема понятия коммуникация в современной науке»), Питолин Евгений (СПбГУТ, «PR-кампания
Затем были награждены наиболее активные организаторы конференции (как уже было сказано, она была организована самими студентами, при минимальным участии руководства факультета).
Не были забыты и традиции русского гостеприимства: Майкл Стенли, Йохан Гюнтер и Ричард Линнинг получили в подарок календари на будущий год с видами Петербурга, альбомы, выпущенные к семидесятилетию СПбГУТ и наборы авторучек с символикой Гуманитарного факультета. Кроме того,
Конференция, безусловно, удалась. Кафедра связей с общественностью и русского языка приобрела нового лектора в лице Йохана Гюнтера, согласившегося читать циклы лекций студентам университета телекоммуникаций. Для будущих специалистов это была весьма полезная возможность получить опыт публичного выступления, пообщаться с зарубежными специалистами по-английски, попробовать себя в качестве креативщиков, завязать новые знакомства, словом, развить коммуникации. Жаль только, что на конференции не было представителей российских PR-агентств: они определенно могли бы сэкономить на рекрутинге.
Евгения Синепол