Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Коммуникации: умение слушать или говорить?

7–8 декабря в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) состоялась международная студенческая научно-практическая конференция «Коммуникация как профессиональная деятельность. Современное состояние и перспективы».

В ней приняли участие студенты из Харькова, Йошкар-Олы, Новгорода, Москвы, Оренбурга, Курска и Санкт-Петербурга. Среди гостей конференции были профессор Таусонского университета Майкл Стенли (Michael Stanley, professor, Towson University MD USA), почетный доктор СПбГУТ Йохан Гюнтер (Johann Gunther, PHD, Donau-Universitat Krems, Austria), а также Ричард Линнинг, вице-президент Европейской Ассоциации PR (Richard Linning, CERP vice-president, Great Britain).

Конференция проходила на русском, английском и французском языках, причем переводчики работали исключительно для гостей, студенты же отказались от их помощи.

День первый

Участников, гостей и организаторов конференции поприветствовали ректор СПбГУТ А. А. Гоголь и декан Гуманитарного факультета С. А. Лосев, после чего началось пленарное заседание, в рамках которого было сделано три доклада. Заведующая кафедрой связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета Л. В. Азарова подробно ознакомила присутствующих с понятием интегрированных маркетинговых коммуникаций.

По мнению докладчика, распространенные на данный момент обвинения маркетинга во вторжении в сферу деятельности PR бесперспективны. Вместо этого теоретикам и практикам PR следует найти свою нишу в ИМК, поскольку они уже стали неотъемлемой реальностью современного делового пространства.

В подтверждение этого тезиса Майкл Стенли рассказал о том, что именно практики PR попросили ввести обучение ИМК в программу подготовки специалистов в Таусоновском университете. Сегодня, чтобы успешно противостоять конкурентам, компании необходимо уметь эффективно координировать все свои бизнес-коммуникации. Для того, чтобы специалист был способен обеспечить слаженную деятельность нескольких подразделений фирмы, он должен в совершенстве владеть всеми аспектами коммуникационной деятельности, — поэтому подготовка практиков PR в Туасоновском университете идет сразу по множеству направлений: психология, этика, PR, реклама, маркетинг, продажи, управление персоналом и т. д.

Заведующая кафедрой связей с общественностью и русского языка СПбГУТ В. А. Ачкасова как хорошая хозяйка, прежде чем перейти к основной теме своего доклада, обратила внимание гостей на уникальность помещения, в котором проходила конференция. Когда-то в этом замечательном зале во дворце на Мойке, 61 император Павел I принимал присягу российских войск, здесь бывали Достоевский, Лист, Чернышевский и Писарев. Вера Алексеевна выразила надежду, что «дух уникальности и творчества», витающий в зале с тех времен, будет способствовать удачному ходу конференции.

Собственно же доклад был скорее пессимистичен. В нем была затронута проблема глобализации и перечислено множество негативных последствий этого процесса. В частности, глобализация лишь усугубляет отчужденность и неравенство мировых культур, разрушая прежнюю систему ценностей, она не создает новой, а доступность информации делает возможной манипуляцию массовым сознанием. При этом глобализацию уже невозможно остановить, и каждая страна так или иначе оказывается к ней причастна.

После кофе-брейка, заботливо организованного студентами СПбГУТ, началась работа трех секций: «Имидж как творчество», «Роль языка в коммуникационном процессе» и «Коммуникация: теоретический и практический аспекты». В прозвучавших докладах отразилось все то многообразие, которое содержит в себе понятие коммуникации. Были затронуты как узко практические, так и фундаментальные теоретические проблемы. Развитие взаимоотношений между Россией и Финляндией, реализация проекта «Я люблю мой город» в Оренбурге, влияние телевидения на человеческое поведение, этические проблемы манипуляции, трансформация харизмы в имидж, влияние СМИ на имидж политика, структура и функции коммуникации — вот далеко не полный спектр вопросов, рассмотренных в ходе работы секций.

День второй

Второй день конференции начался с деловой игры под названием «Мозговой штурм». В течение часа две команды должны были выбрать или изобрести некий продукт или услугу и разработать план его продвижения на рынок.

Участвовавший в работе одной из команд, Йохан Гюнтер поделился опытом проведения подобных игр в своем университете, отметив, что у них принято правило: на следующий же день должна начинаться реализация выработанных идей. Предложение было воспринято с восторгом, однако программа конференции требовала прерваться на кофе-брейк, а также провести круглый стол на тему «Коммуникация: практический аспект профессиональной деятельности». В его работе приняли участие Йохан Гюнтер, Надежда Явдолюк — исполнительный директор профессионального конкурса в области связей с общественностью «Серебряный лучник», Ричард Линнинг и Дмитрий Петровский — генеральный директор «Северо-Западной Медиа-группы». Йохан Гюнтер, говоря о возросшей мобильности современного общества, рассмотрел это понятие со множества сторон, в частности поделившись со слушателями рядом забавных фактов.

Например, в Австрии несколько лет назад количество производимых мобильных телефонов превосходило количество проживающих в стране людей. И это вовсе не уникальная ситуация, она наблюдается еще в нескольких регионах. Надежда Явдолюк с уверенностью заявила, что все присутствующие в зале студенты «неизбежно» станут профессионалами, а раз так, то им прямая дорога — на «Серебряный лучник».

А пока есть у кого поучиться: недавно вышла книга, содержащая 50 лучших конкурсных проектов за все время существования «Лучника» и в ближайшее время она появится на каждой кафедре, обучающей специальности «Связи с общественностью». Кроме того, планируется проведение видео-конференции с участием авторов «горячей десятки» проектов. Дмитрий Петровский не был так оптимистичен в своих ожиданиях и, указав на неспособность многих современных PR-специалистов составить хотя бы грамотный пресс-релиз, посоветовал студентам непременно пройти стажировку в какой-нибудь корпорации, чтобы узнать бизнес изнутри, а также в СМИ — чтобы узнать как его подать.

Ричард Линнинг в свою очередь, авторитетно заявил, что «PR в России ничуть не хуже, чем где бы то ни было». Более того, в позапрошлом году именно проект московских пиарщиков получил первое место на международном конкурсе. PR — это не только пресс-релизы, нужно уметь не только угодить клиенту, но и оправдать ожидания аудитории, а для этого нужно ее изучать, прислушиваться к ней, а не просто использовать в своих целях, как это делал, например, Айви Ли. «Настоящие коммуникации — это умение слушать, а не говорить, — сказал он, — у нас два глаза и два уха, но только один рот, давайте же придерживаться этой пропорции».

Подарки и почетные грамоты

На этом содержательная часть конференции завершилась и началась часть торжественная. Лучшие участники конференции, выявленные путем тайного голосования, получили из рук Ричарда Линнинга подарки и почетные грамоты, подписанные деканом гуманитарного факультета С. А. Лосевым.

Таковыми стали: Карзова Диана (СПбГУТ, доклад на тему «Психолингвистические особенности создания слогана»), Чиган Элина (СПбГУТ, «Создание эффективного названия (семонемический подход)»), Гущина Ирина, Зимина Елизавета (СПбГУТ, «Проблема понятия „коммуникация“ в современной науке»), Питолин Евгений (СПбГУТ, «PR-кампания 6-го Международного Фестиваля военных духовых оркестров»), Синепол Евгения (Санкт-Петербургский государственный технический университет, «Способность к вербальной коммуникации как одна из причин появления PR»), Зарипов Ренат (Марийский государственный университет (г. Йошкар-Ола), «Формирование имиджа политика под действием средств массовой информации»).

Затем были награждены наиболее активные организаторы конференции (как уже было сказано, она была организована самими студентами, при минимальным участии руководства факультета).

Не были забыты и традиции русского гостеприимства: Майкл Стенли, Йохан Гюнтер и Ричард Линнинг получили в подарок календари на будущий год с видами Петербурга, альбомы, выпущенные к семидесятилетию СПбГУТ и наборы авторучек с символикой Гуманитарного факультета. Кроме того, С. А. Лосев, специально для Ричарда Линнинга, чаще вручавшего разнообразные призы, чем получавшего их, учредил специальную номинацию — «Самому значимому гостю» и торжественно преподнес ему фарфоровую лошадку — символ наступающего года, выполненную в технике гжель. После этого Сергей Алексеевич объявил о закрытии конференции и выразил надежду вновь встретиться как минимум в том же составе в следующем году, на очередной международной студенческой научно-практической конференции.

Конференция, безусловно, удалась. Кафедра связей с общественностью и русского языка приобрела нового лектора в лице Йохана Гюнтера, согласившегося читать циклы лекций студентам университета телекоммуникаций. Для будущих специалистов это была весьма полезная возможность получить опыт публичного выступления, пообщаться с зарубежными специалистами по-английски, попробовать себя в качестве креативщиков, завязать новые знакомства, словом, развить коммуникации. Жаль только, что на конференции не было представителей российских PR-агентств: они определенно могли бы сэкономить на рекрутинге.

Евгения Синепол

© PR News, № 13, 2001