Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Кто же ты, идеальный PR-менеджер?

Юрий Школьников, Сергей Паулов

По оценкам многих экспертов, резкое увеличение спроса на PR-специалистов наблюдается с середины 2000 года, когда российский рынок окончательно оправился от последствий кризиса, и важным условием для развития и процветания компании стал ее имидж. И, конечно же, каждая фирма хочет нанять профессионала со стажем.

Наиболее часто встречающиеся требования к кандидатам: от полутора до трех лет работы в области PR, опыт самостоятельного ведения проектов, инициативность, креативность, приветствуется также наличие необходимых связей cо СМИ.

4 октября в Невском институте языка и культуры (НИЯК) прошел круглый стол «Идеальный PR-менеджер глазами работодателя». В его работе приняли участие представители известных фирм и предприятий, таких как ЛОМО, ООО «Лентрансгаз», ЗАО «ВО Рестэк», издательский дом «Шанс» и другие.

Однако несколько странным нам показалось то обстоятельство, что на данном мероприятии, связанном с актуальными проблемами современного российского пиара, практически не было представителей ни СМИ, ни вузов, которые готовят будущих PR-специалистов, а в роли основной аудитории выступали студенты НИЯКа. И судя по количеству участников круглого стола, большинство работодателей либо не интересуются этой проблемой, либо не хотят раскрывать собственные секреты относительно критериев отбора PR-специалистов.

Участникам круглого стола было предложено обсудить следующие вопросы:
— Испытывает ли в настоящее время рынок PR потребность в кадрах?
— Каковы критерии подбора кадров?
— Легко ли устроиться на работу выпускнику вуза, получившему диплом специалиста по cвязям с общественностью?
— Насколько высоко работодатели оценивают качество подготовки PR-специалистов в вузах Санкт-Петербурга на сегодняшний день?

Обсуждение критериев подбора кадров начал А. В. Шустов, руководитель лаборатории социально-политических технологий «ЛМП СПб». По его мнению, психологическая наука является краеугольным камнем в подготовке PR специалистов, т. к. «понимание психологии людей, с которыми мы работаем, помогает осуществлять деятельность по связям с общественностью наиболее успешно».

Участники круглого стола отметили, что специалист по связям с общественностью должен обладать психологической пригодностью к этой деятельности: «PR-специалисты должны уметь работать с людьми, уметь понимать настроение собеседника, уметь чувствовать зал, в конечном счете, уметь чувствовать толпу, уметь направлять ее в ту или иную сторону. То есть психоаналитиком надо быть обязательно». Выступающие подчеркнули, что «PR-специалисты — это инженеры и конструкторы взаимодействия».

В свою очередь, И. В. Кайбанов, генеральный директор компании «Арткрафт», обратил внимание участников на отсутствие у PR-менеджеров стремления решать поставленные задачи позитивно. В подтверждение своих слов он привел пример одной выпускницы питерского вуза, которая разрешила поставленную перед ней задачу не совсем корректно, попросту говоря, предложив человеку, мешавшему ей достичь определенных целей, взятку.

Тему студентов и выпускников продолжил заместитель Генерального директора ЛОМО по связям с общественностью Л. С. Залманов, поделившись с собравшимися своим опытом приема на работу молодых пиарщиков. Когда PR-отделу понадобились новые кадры, Лазарь Семенович столкнулся с проблемой выбора. И, изучив рынок образования в данной сфере, пришел к выводу, что будущие специалисты в области PR получают универсальное образование, а не специализированную подготовку. Развивая свою мысль дальше, выступающий сравнил современных «выпускников-пиарщиков» с советскими инженерами. Далее он заметил, что в Санкт-Петербурге кафедра PR есть практически в каждом вузе, и скоро, по словам Лазаря Семеновича, на рынке PR-специалистов предложение существенно превысит спрос.

И тут есть над чем задуматься. На сегодняшний день в России уже более ста вузов открывают в своих стенах PR-специальность, и наблюдается тенденция к дальнейшему росту числа таких учебных заведений.

Тогда как на рынке PR-услуг ничего подобного пока не наблюдается, и пиарщики часто бывают вынуждены заниматься рекламой или маркетингом, не находя применения своим знаниям. В нашем городе подготовкой специалистов по общественным связям заняты двадцать шесть высших учебных заведений. И очень может быть, что слова Лазаря Залманова, человека, который знаком с рынком PR в Петербурге не понаслышке, окажутся пророческими.

Л. Д. Поляков, генеральный директор Public Relations CENTER North-West, тоже высказался против «универсальных специалистов», не имеющих глубоких познаний хотя бы в какой-либо одной области общественных связей и раскрыл присутствующим секрет: «идеальных PR менеджеров вообще не бывает, а если они и встречаются, то очень редко».

И. Г. Бычков, зам. руководителя ЗАО «ВО Рестэк», в своем выступлении отметил, что, исходя из его собственного опыта, молодые специалисты-пиарщики совершенно не знают, что такое выставочное дело.

Начальник Управления информацией Комитета по печати и связям с общественностью администрации нашего города Я. С. Мешавкин был настроен менее пессимистично. Важнейшими качествами PR-специалиста он назвал инициативность и наличие собственного взгляда на вещи, а также выделил три профессиональных уровня PR-работы:
1. Умение работать с оргтехникой (низший);
2. Умение работать с документами (средний);
3. Умение вести переговоры (высший).

Представитель компании MawicaNet Франческо Танганелли подчеркнул, что прежде всего PR-специалист должен быть яркой индивидуальностью, к своему делу относиться очень ответственно, иметь «чувство ситуации» и быть очень коммуникабельным человеком.

PR-менеджер «Центра развития некоммерческих организаций» Евгений Мачнев в качестве обязательного условия для успешной PR-карьеры назвал хороший внешний вид специалиста, воспитанность и эрудицию. PR-специалист должен испытывать «тягу к знаниям», так как любая информация, где-либо услышанная, увиденная и воспринятая, в один прекрасный момент может очень ему пригодиться. «Поэтому, — обратился выступающий к студентам, — не стоит относиться к новым знаниям, не касающимся напрямую вашей профессии, пренебрежительно — в жизни все пригодится, особенно в жизни специалиста по связям с общественностью…»

Далее участники круглого стола, рисуя идеальный портрет PR-менеджера, наделили его такими качествами как трудолюбие, стремление ко всему новому, стальная воля и креативность. Одна из преподавателей НИЯКа была шокирована: «Как же всего этого достичь, и где готовят таких специалистов?». В ответ на ее вопрос Лазарь Залманов абсолютно серьезно сказал: «А мы назвали лишь половину качеств, необходимых PR-специалисту».

К дискуссии подключилась Е. В. Дмитриева, преподаватель НИЯКа, добавив к списку необходимых качеств еще и знание речевого этикета. И привела примеры только что прозвучавших изречений участников круглого стола, тонко намекнув, что для того, чтобы критиковать других, сначала следует самим достичь определенного уровня культуры.

Все гости единодушно сошлись во мнении, что идеальные пиарщики встречаются крайне редко, и пока что они таких не видели. Ну а раз идеал найти очень сложно, то приходится работать с тем, что есть. Однако на вопрос «принимаете ли Вы на работу выпускников вузов?» И. Г. Бычков категорично заявил: «Нет!». В зале раздались аплодисменты.

Но тут же последовало пояснение: во-первых, выпускники не имеют необходимой специализации. Во-вторых, вузы не делают своего пиара и не заботятся об имидже. Так что неясно, выпускники каких вузов лучше подготовлены. Из двадцати шести учебных заведений, выпускающих PR-специалистов, действительно известны и имеют «свое лицо» лишь единицы.

И если у соискателя есть успешный опыт работы, то на его образование работодатель внимания практически не обращает. Если вы учились в одном из «престижных вузов», то при устройстве на работу будете иметь преимущество по сравнению с выпускником какого-нибудь другого, не столь известного учебного заведения. Дело в том, что во времена студенческой юности нынешних руководителей PR-компаний многих новых вузов, особенно негосударственных, просто еще не было, и поэтому работодатели относятся к ним не то чтобы с подозрением, а безразлично.

Кроме того, ни у кого из гостей не было позитивного опыта приема на работу выпускников и студентов. Исключение составили лишь Лазарь Залманов и Евгений Мачнев. В их компаниях работают специалисты, пришедшие туда прямо со студенческой скамьи. И они рассказали, сколько им пришлось потратить сил и средств, чтобы из студентов вырастить настоящих PR-специалистов.

Подводя итоги работы круглого стола, участники перечислили главные черты и качества PR-специалиста.

Итак, идеальный пиарщик должен быть натурой творческой, с острым умом и позитивным отношением к жизни. Обязательно наличие высоких моральных качеств и сильной воли. Необходимо быть коммуникабельным, воспитанным, тактичным, иметь немалые познания в психологии, политологии, социологии, владеть иностранными языками. А так же необходимо чувство юмора и умение идти на компромиссы.

Так что цели наши ясны, задачи — определены. За работу, товарищи!

© PR News, № 11, 2001