По мнению российских PR-специалистов, одно из важнейших их завоеваний состоит в том, что сегодня в нашей стране каждый человек имеет представление о PR. Однако, пожалуй, не найдется ни одной конференции или какого-либо другого научно-методического мероприятия, посвященного проблемам Public Relations, на котором не разгорались бы дебаты вокруг определений PR и не производились бы попытки выведения новой формулы связей с общественностью.
«Я и сам все время пытаюсь объяснить что это такое PR », так, смеясь, ответил российским журналистам на «вечный вопрос» Ричард Линнинг почти два года тому назад. И с тех пор, думается, мало что изменилось. И если даже самые известные специалисты не до конца определились с главным понятием своей профессии, то что же тогда может об этом знать простая смертная общественность?
Но достижения все же налицо. Бесспорен, например, тот факт, что сегодня PR одна из самых пропагандируемых СМИ специальностей, и очень многие девушки и даже некоторые юноши стремятся получить образование в этой престижной сфере. Расширились и уточнились представления о PR. И если еще совсем недавно PR приравнивался к рекламе, то теперь
А что же теперь? Вот об этот вопрос наша редакция и споткнулась. И, задавшись целью выявить современные представления о PR, этим летом мы организовали совместно с кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного технического университета опрос будущих пиарщиков абитуриентов PR-специальности. Кроме того, нас интересовали мотивы выбора профессии и вуза, ожидания абитуриентов от обучения, планы на будущее (желаемое место работы после окончания вуза и желаемый доход) и наличие практического опыта в PR.
Анкетирование проводилось среди абитуриентов четырех петербургских вузов Невского института языка и культуры (НИЯК), Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики (СПбГИСЭ), Санкт-Петербургкого государственного университета (СПбГУ) и Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ).
Абитуриенты СПбГУ отметили перспективность и востребованность данной специальности. Мотив престижа послужил основной причиной выбора профессии для половины поступающих в СПбГИСЭ. Для «нияковцев» и «политеховцев» престижность получения образования в области PR не является главным аргументом в пользу выбора своего профессионального будущего.
Зато последние отметили как один из плюсов обучения по специальности PR возможность изучения одного или даже нескольких иностранных языков, что, по мнению 25% поступающих в СПбГТУ, очень важно для успешной карьеры пиарщика.
Причину выбора профессии специалиста по связям с общественностью абитуриенты объяснили своей склонностью к гуманитарным наукам и умением общаться с людьми.
Разумется, прежде всего абитуриенты хотят получить хорошее образование. Так ответили 75% поступающих в СПбГУ, СПбГТУ и СПбГИСЭ и 80% поступающих в НИЯК.
Кроме того, почти половина желающих поступить в СПбГТУ и треть поступающих в СПбГУ надеются, что учиться будет интересно и хотели бы попасть в дружный студенческий коллектив. Что нельзя сказать про большинство абитуриентов НИЯКа и СПбГИСЭ, не за веселой студенческой жизнью они пришли в свои вузы, они пришли учиться, учиться и практиковаться. Так ответили почти 50% абитуриентов СПбГИСЭ. Важность хорошей практической подготовки наряду с изучением теоретических дисциплин подчеркнули также абитуриенты СПбГУ.
Большинство опрошенных после окончания вуза хотели бы работать по специальности PR-менеждерами в фирмах (75% абитуриентов СПбГУ, 50% СПбГИСЭ, 30% НИЯК и СПбГТУ). 15% поступающих в СПбГТУ изъявили желание работать после получения диплома в сфере ре-кламы. Хотели бы устроиться на работу в СМИ 20% абитуриентов СПбГИСЭ и примерно15% поступающих в СПбГУ и СПбГТУ и НИЯК.
55% абитуриентов НИЯКа, 40% СПбГТУ, 30% СПбГИСЭ и 10% СПбГУ затруднились с ответом на вопрос, куда они хотели бы пойти работать после окончания вуза.
На вопрос «Какой ежемесячный доход от профессиональной деятельности Вы хотели бы иметь после окончания вуза?» лишь отдельные абитуриенты НИЯКа и СПбГТУ ответили, что согласились бы на зарплату ниже 200$. На первых порах, сразу после получения диплома хотели бы иметь ежемесячный доход от 300 до 500$ 35% поступающих в СПбГИСЭ, 25% СПбГТУ и 10% абитуриентов НИЯКа.
Надеются найти высокооплачиваемую работу с ежемесячной заработной платой не менее 500$ 80% абитуриентов СПбГУ, 25% СПбГИСЭ, 15% НИЯК и 12% СПбГТУ.
Пока еще не задумывались над этим вопросом 70% поступающих в НИЯК, 60% СПбГТУ, 40% СПбГИСЭ и 20% СПбГУ.
При этом опыт в PR-работе имеют 30% абитуриентов СПбГТУ, 25% СПбГИСЭ, 20% НИЯК и 12% СПбГУ.
35% абитуриентов НИЯКа считают, что организация рекламных кампаний одна из важнейших функций специалиста по PR. Такое же мнение у 20% поступающих в СПбГИСЭ и у 15% абитуриентов СПбГУ и СПбГТУ.
Важную роль в PR-работе придают взаимодействию со СМИ 30% «нияковцев», 25% абитуриентов СПбГУ, 12% СПбГИСЭ и 10% СПбГТ У.
Изучение общественного мнения одно из приоритетных направлений в PR по мнению 18% абитуриентов СПбГТУ, 15% НИЯКа и 10% поступающих в СПбГИСЭ.
«PR это многоплановая работа по формированию имиджа компании». Такое определение своей будущей специальности дали 25% желающих получить PR-образование в стенах СПбГУ, 20% абитуриентов СПбГТУ, 18% СПбГИСЭ, 12% НИЯКа.
Понимание PR как функции менеджмента обнаружили 16% поступающих в СПбГИСЭ и 14% «политеховцев».
Следует отметить, что абитуриентам предлагалось раскрыть собственное понимание PR, и самым распространенным определением было «PR это общение с людьми». Так ответили 55% поступающих в СПбГИСЭ и НИЯК, 50% абитуриентов СПбГТУ, но всего лишь 10% поступающих в СПбГУ.
Затруднились с ответом на вопрос «что такое PR?» 35% желающих получить PR-образование в СПбГУ, 12% поступающих в СПбГИСЭ и СПбГТУ и 10% абитуриентов НИЯКа.
Известность учебного заведения и престижность обучения в нем главная причина выбора абитуриентами вузов СПбГУ и СПбГТУ. Многие желающие получить образование НИЯКе и СПбГИСЭ поступают в эти учебные заведения по совету их родственников или друзей.
Таким образом исследование показало, что для абитуриентов Санкт-Петербургского государственного университета главной причиной выбора профессии PR является престижность и перспективность данной отрасли. Абитуриенты СПбГУ не имеют опыта PR-работы, но хотели бы получить хорошую практическую подготовку в стенах вуза. И что характерно, подавляющее большинство из них планирует устроиться на высоко оплачиваемую работу сразу же после окончания вуза. При этом многие затрудняются с ответом на вопрос «что такое PR?». Абитуриенты СПбГУ давали определения своей будущей профессии в основном с точки зрения асимметричной модели Public Relations. Встречались и «книжные определения» (цитирования С. Блэка и т. п.).
Мечта абитуриентов Санкт-Петербургского государственного технического университета попасть в дружный студенческий коллектив. Многие из них еще не задумывались над тем, где хотели бы работать после окончания вуза и какой иметь доход от профессиональной деятельности. Почти треть имеют опыт PR-работы. Считают важным для успешной карьеры пиарщика изучение иностранных языков. Public Relations трактуют как симметричные отношения с общественностью.
Для поступающих в Невский институт языка и культуры особенно ярко выражено стремление получить хорошее образование. Многие из них затрудняются с ответом на вопрос о желаемом месте работы и доходе. Однако всего лишь 10% абитуриентов НИЯКа не смогли дать определение понятию PR. По мнению 35% поступающих в этот вуз, их будущая работа будет связана с организацией рекламных кампаний и взаимодействием со СМИ.
Роль практической подготовки в образовании особенно важна для поступающих в Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики. Они четко представляют, что хотят и не «хватают с неба звезд». Поступающими в СПбГИСЭ были даны самые различные определения PR, многие из них уже имеют опыт PR-работы.
Из материалов исследования: «
PR это понимание человека, представление о том, что требует клиент»; «
честно говоря, не совсем ясно
Но