Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Я б в пиармены пошел, пусть меня научат…

По мнению российских PR-специалистов, одно из важнейших их завоеваний состоит в том, что сегодня в нашей стране каждый человек имеет представление о PR. Однако, пожалуй, не найдется ни одной конференции или какого-либо другого научно-методического мероприятия, посвященного проблемам Public Relations, на котором не разгорались бы дебаты вокруг определений PR и не производились бы попытки выведения новой формулы связей с общественностью.

«Я и сам все время пытаюсь объяснить что это такое — PR…», — так, смеясь, ответил российским журналистам на «вечный вопрос» Ричард Линнинг почти два года тому назад. И с тех пор, думается, мало что изменилось. И если даже самые известные специалисты не до конца определились с главным понятием своей профессии, то что же тогда может об этом знать простая смертная общественность?

Но достижения все же налицо. Бесспорен, например, тот факт, что сегодня PR — одна из самых пропагандируемых СМИ специальностей, и очень многие девушки и даже некоторые юноши стремятся получить образование в этой престижной сфере. Расширились и уточнились представления о PR. И если еще совсем недавно PR приравнивался к рекламе, то теперь…

А что же теперь? Вот об этот вопрос наша редакция и споткнулась. И, задавшись целью выявить современные представления о PR, этим летом мы организовали совместно с кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного технического университета опрос будущих пиарщиков — абитуриентов PR-специальности. Кроме того, нас интересовали мотивы выбора профессии и вуза, ожидания абитуриентов от обучения, планы на будущее (желаемое место работы после окончания вуза и желаемый доход) и наличие практического опыта в PR.

Анкетирование проводилось среди абитуриентов четырех петербургских вузов — Невского института языка и культуры (НИЯК), Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики (СПбГИСЭ), Санкт-Петербургкого государственного университета (СПбГУ) и Санкт-Петербургского государственного технического университета (СПбГТУ).

«PR — это престижная профессия»

Абитуриенты СПбГУ отметили перспективность и востребованность данной специальности. Мотив престижа послужил основной причиной выбора профессии для половины поступающих в СПбГИСЭ. Для «нияковцев» и «политеховцев» — престижность получения образования в области PR не является главным аргументом в пользу выбора своего профессионального будущего.

Зато последние отметили как один из плюсов обучения по специальности PR — возможность изучения одного или даже нескольких иностранных языков, что, по мнению 25% поступающих в СПбГТУ, очень важно для успешной карьеры пиарщика.

Причину выбора профессии специалиста по связям с общественностью абитуриенты объяснили своей склонностью к гуманитарным наукам и умением общаться с людьми.

Ожидания от обучения

Разумется, прежде всего абитуриенты хотят получить хорошее образование. Так ответили 75% поступающих в СПбГУ, СПбГТУ и СПбГИСЭ и 80% поступающих в НИЯК.

Кроме того, почти половина желающих поступить в СПбГТУ и треть поступающих в СПбГУ надеются, что учиться будет интересно и хотели бы попасть в дружный студенческий коллектив. Что нельзя сказать про большинство абитуриентов НИЯКа и СПбГИСЭ, не за веселой студенческой жизнью они пришли в свои вузы, они пришли учиться, учиться и… практиковаться. Так ответили почти 50% абитуриентов СПбГИСЭ. Важность хорошей практической подготовки наряду с изучением теоретических дисциплин подчеркнули также абитуриенты СПбГУ.

Куда пойти работать?

Большинство опрошенных после окончания вуза хотели бы работать по специальности PR-менеждерами в фирмах (75% абитуриентов СПбГУ, 50% — СПбГИСЭ, 30% — НИЯК и СПбГТУ). 15% поступающих в СПбГТУ изъявили желание работать после получения диплома в сфере ре-кламы. Хотели бы устроиться на работу в СМИ 20% абитуриентов СПбГИСЭ и примерно15% поступающих в СПбГУ и СПбГТУ и НИЯК.

55% абитуриентов НИЯКа, 40% — СПбГТУ, 30% СПбГИСЭ и 10% СПбГУ — затруднились с ответом на вопрос, куда они хотели бы пойти работать после окончания вуза.

Губа — не дура

На вопрос «Какой ежемесячный доход от профессиональной деятельности Вы хотели бы иметь после окончания вуза?» лишь отдельные абитуриенты НИЯКа и СПбГТУ ответили, что согласились бы на зарплату ниже 200$. На первых порах, сразу после получения диплома хотели бы иметь ежемесячный доход от 300 до 500$ — 35% поступающих в СПбГИСЭ, 25% — СПбГТУ и 10% абитуриентов НИЯКа.

Надеются найти высокооплачиваемую работу с ежемесячной заработной платой не менее 500$ — 80% абитуриентов СПбГУ, 25% — СПбГИСЭ, 15% — НИЯК и 12% СПбГТУ.

Пока еще не задумывались над этим вопросом — 70% поступающих в НИЯК, 60% — СПбГТУ, 40% — СПбГИСЭ и 20% СПбГУ.

При этом опыт в PR-работе имеют 30% абитуриентов СПбГТУ, 25% — СПбГИСЭ, 20% — НИЯК и 12% СПбГУ.

И все-таки, что такое PR?

35% абитуриентов НИЯКа считают, что организация рекламных кампаний — одна из важнейших функций специалиста по PR. Такое же мнение у 20% поступающих в СПбГИСЭ и у 15% абитуриентов СПбГУ и СПбГТУ.

Важную роль в PR-работе придают взаимодействию со СМИ 30% «нияковцев», 25% — абитуриентов СПбГУ, 12% — СПбГИСЭ и 10% — СПбГТ У.

Изучение общественного мнения — одно из приоритетных направлений в PR по мнению 18% абитуриентов СПбГТУ, 15% — НИЯКа и 10% поступающих в СПбГИСЭ.

«PR — это многоплановая работа по формированию имиджа компании». Такое определение своей будущей специальности дали 25% желающих получить PR-образование в стенах СПбГУ, 20% — абитуриентов СПбГТУ, 18% — СПбГИСЭ, 12% — НИЯКа.

Понимание PR как функции менеджмента обнаружили 16% поступающих в СПбГИСЭ и 14% «политеховцев».

Следует отметить, что абитуриентам предлагалось раскрыть собственное понимание PR, и самым распространенным определением было «PR — это общение с людьми». Так ответили 55% поступающих в СПбГИСЭ и НИЯК, 50% абитуриентов СПбГТУ, но всего лишь 10% поступающих в СПбГУ.

Затруднились с ответом на вопрос «что такое PR?» 35% желающих получить PR-образование в СПбГУ, 12% поступающих в СПбГИСЭ и СПбГТУ и 10% абитуриентов НИЯКа.

Известность учебного заведения и престижность обучения в нем — главная причина выбора абитуриентами вузов СПбГУ и СПбГТУ. Многие желающие получить образование НИЯКе и СПбГИСЭ поступают в эти учебные заведения по совету их родственников или друзей.

Таким образом исследование показало, что для абитуриентов Санкт-Петербургского государственного университета главной причиной выбора профессии PR является престижность и перспективность данной отрасли. Абитуриенты СПбГУ не имеют опыта PR-работы, но хотели бы получить хорошую практическую подготовку в стенах вуза. И что характерно, подавляющее большинство из них планирует устроиться на высоко оплачиваемую работу сразу же после окончания вуза. При этом многие затрудняются с ответом на вопрос «что такое PR?». Абитуриенты СПбГУ давали определения своей будущей профессии в основном с точки зрения асимметричной модели Public Relations. Встречались и «книжные определения» (цитирования С. Блэка и т. п.).

Мечта абитуриентов Санкт-Петербургского государственного технического университета — попасть в дружный студенческий коллектив. Многие из них еще не задумывались над тем, где хотели бы работать после окончания вуза и какой иметь доход от профессиональной деятельности. Почти треть имеют опыт PR-работы. Считают важным для успешной карьеры пиарщика изучение иностранных языков. Public Relations трактуют как симметричные отношения с общественностью.

Для поступающих в Невский институт языка и культуры особенно ярко выражено стремление получить хорошее образование. Многие из них затрудняются с ответом на вопрос о желаемом месте работы и доходе. Однако всего лишь 10% абитуриентов НИЯКа не смогли дать определение понятию PR. По мнению 35% поступающих в этот вуз, их будущая работа будет связана с организацией рекламных кампаний и взаимодействием со СМИ.

Роль практической подготовки в образовании особенно важна для поступающих в Санкт-Петербургский государственный институт сервиса и экономики. Они четко представляют, что хотят и не «хватают с неба звезд». Поступающими в СПбГИСЭ были даны самые различные определения PR, многие из них уже имеют опыт PR-работы.

Из материалов исследования: «…PR — это понимание человека, представление о том, что требует клиент»; «…честно говоря, не совсем ясно… Но что-то вроде журналистики»; «…PR — это умение работать с общественностью, организовывать PR-акции, работать на предвыборных кампаниях, реклама»; «…это подготовка выступлений первых лиц компании, участие в написании пресс-релизов, работа со СМИ» ; «…это коммуникабельность, знание иностранных языков»; «…это профессия, которая помогает людям получать нужную информацию. PR-специалисты помогают людям решать многие проблемы»; «…PR — это сотрудничество с людьми»; «…мне кажется, что профессия PR связана с психологией, с общением с людьми»; «…PR — это умение манипулировать обществом»; «…если честно, сложный вопрос. Многие знакомые меня спрашивают, что это за специальность. Они не понимают (особенно моя бабушка). Я привожу примеры: выступления перед СМИ, налаживание связей с различными структурами и организациями…»; «…PR представляет собой очень широкую сферу, обширное поле деятельности, которое с трудом поддается четкому определению»…

© PR News, № 11, 2001