Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Кто сделает PR для Public Relations?

Владимир Виноградов,
генеральный директор агентства Pro-Vision Communications

Сегодня в России существуют несколько профессиональных организаций, объединяющих специалистов по PR и занимающихся проблемами этого рынка. Однако в последнее время престиж отрасли «связи с общественностью» в глазах этой самой общественности заметно упал.

Возможно, причиной тому является чрезмерное погружение действующих PR-организаций в собственные внутриполитические проблемы. Деятельность нового объединения PR-специалистов, появившегося этим летом на берегах Финского залива, по мнению автора, позволит поднять авторитет PR-профессии, выработать кодекс правил профессионального взаимодействия между PR-службами и СМИ.

В Санкт-Петербурге прошел первый Медиафорум «Новое время», и появилось на свет новое объединение работников сферы PR — Гильдия PR. Это одна из девяти профессиональных гильдий, входящих в состав Медиасоюза — нового творческого союза работников СМИ. Гильдия «Паблик Рилейшнз» включает в себя не только представителей PR-агентств, но и PR-менеджеров корпораций и организаций, а так же представителей отраслевых вузов и журналистов.

В отличие от уже существующих PR-объединений, деятельность Гильдии в большей степени направлена вовне — не столько на решение внутрипиаровских проблем, сколько на выработку свода принципов профессионального взаимодействия, например, PR-служб и журналистов.

Участники Гильдии, среди которых не было представителей ни РАСО, ни АКОС, трудились над Декларацией, желая выработать некий кодекс правил и стандартов взаимодействия представителей медиасообщества. Собравшимся для начального обсуждения был предложен проект Декларации, вокруг которого развернулась дискуссия.

Первый этап — этап становления российского рынка Public Relations и распределения основных сил на рынке, по мнению большинства специалистов, закончился. В этот период многие участники медиасообщества прибегали порой к не самым цивилизованным методам ведения бизнеса, что вполне характерно для этапа накопления капитала.

Именно тогда мы приобрели такие пороки, как, например, присущий российскому рынку прием «заказных» или «проплаченных» публикаций, понятие «черный пиар» и многое другое. И вот теперь подпорченный имидж PR стал тормозом для развития отрасли. Поэтому сегодня необходимо в первую очередь повышать авторитет Public Relations в России.

По мнению собравшихся на заседании Гильдии PR, для того чтобы поднять престиж отрасли, повысить уровень доверия, необходимо вести работу по нескольким фундаментальным направлениям:

1. Повысить уровень образования PR-специалистов.
Около десяти лет назад, когда создавались первые PR-агентства в России, о том, что такое public relations, знали единицы, для большинства это понятие приравнивалось к рекламе, только «скрытой». В то время в России не было учебных заведений, которые бы готовили специалистов по PR. Именно недостаток квалифицированных специалистов — основная причина возникновения «черного пиара»: установившейся нормы публикации заказных материалов и статей на правах рекламы.

2. Выработать свод принципов и правил профессиональной этики для всех участников медиасообщества.
Во многом те, кто поднимал PR в России, были первопроходцами и, даже ориентируясь на зарубежный опыт, имели дело с «чисто российской спецификой». Взаимодействие журналистов и PR-служб строилось зачастую без соблюдения принципов профессиональной этики. В результате сильно пострадала репутация обеих профессий, снизился уровень доверия общества к информации, исходящей как от журналистов, так и от PR-служб.

3. Подвести под правила профессиональной этики законодательную базу.
Естественно, даже самые бесспорные с точки зрения этики утверждения так и останутся на бумаге и не будут выполняться, если под них не подвести законодательную базу. Существующий закон «О рекламе в РФ» создавался давно, в нем не отражены современные реалии рынка. Кроме того, по мнению специалистов этот закон достаточно общий. Так например, действующий закон ответственность за недостоверную информацию возлагает в большинстве случаев на СМИ, хотя PR-агентство, по вине которого была распространена эта информация, обязано нести равную ответственность перед законом. Звучали также мысли о том, что две совершенно разные профессии — PR-менеджер и политтехнолог — необходимо разделить на уровне законодательства.

О том, как именно будет проводиться работа в указанных направлениях и насколько это поднимет престиж Public Relations, пока сказать трудно. На сегодняшний день текст Декларации еще не выверен окончательно и по-прежнему открыт для обсуждения.

Неясно также, когда его можно будет увидеть в итоговом варианте, процесс выработки принципов взаимодействия непрост. Но главное, что не вызывает сомнений ни у кого из участников, для дальнейшего цивилизованного развития рынка PR необходимо объединить усилия всем представителям медиасообщества.

© PR News, № 10, 2001