Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Конференция PR в Санкт-Петербурге

Елена Ходак

26-27 июня в Санкт-Петербурге прошла конференция: «Паблик Рилейшнз — наука, образование и профессия». Ее организаторами выступили Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» и Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

В рамках конференции был проведен круглый стол: «Профессионализм в Паблик Рилейшнз», на котором изначально предполагалось обсудить актуальные проблемы PR-практики и подготовки специалистов по связям с общественностью. Однако проблемы были скорее не обсуждены, а только лишь обозначены.

В конференции принимали участие ведущие ученые, теоретики и практики в области Public Relations, а так же выпускники и студенты петербургских вузов. Зарубежных пиарменов представлял господин М. Стэнли (США, Таусонский университет).

Первый день конференции начался с попытки дать определение — что же такое PR? Наука? Область междисциплинарных знаний? Один из докладов назывался: «Дерево PR: почему оно растет с кроны»? И действительно, временами появлялось ощущение, что «дерево PR» растет не так, как все «нормальные» деревья. Однозначных ответов на поставленные вопросы найдено не было, хотя мнений и версий высказывалось много.

Так кто же такой «менеджер по связям с общественностью»? Одно из предложенных определений — профессиональный коммуникатор.

Из этой зыбкой неопределенности, связанной с самим понятием предмета вытекает серьезная проблема. По мнению И. П. Яковлева, заведующего кафедрой «связей с общественностью» ИВЭСЭПа, эта проблема пока не очень острая, но она уже существует. Это проблема науки. Защитить диссертацию по PR сейчас невозможно, т. к. нет такой науки. Тернистый путь к признанию и пониманию важности и необходимости PR еще более усугубляет и без того не очень-то легкую жизнь высшей школы.

И еще один наболевший вопрос — а учит кто? Подняла его О. Ю. Маркова, декан СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Из ее рассказа четко обозначился невеселый образ преподавателя высшей школы. Это «замотанный человек средних лет, который все время должен куда-то бежать…». Не секрет, что сейчас молодежь не идет работать в высшую школу и средний возраст преподавателя приближается к 50-60 годам. Если к этому прибавить скромную зарплату лектора, на которую затруднительно покупать современную литературу и, кроме того, отсутствие времени, чтобы ее (даже, если купил) прочитать, т. к. желая иметь заработок чуть побольше, преподаватели работают в нескольких местах —становится совсем грустно.

Не случайно в этом же докладе администрация вуза выразила желание привлекать практикующих пиарменов к подготовке студентов. Однако попыток заинтересовать практиков, и вообще, узнать —хотят ли они учить студентов, как выяснилось, не было.

Студенты-участники конференции рассказали, что когда они приходят на практику — «под них» специально открывают рабочие места. По мнению докладчиков, это хорошая тенденция.

И если в организации «нет PR» и студенты приходят и показывают, что обладают нужными и полезными для фирмы знаниями и умениями, могут что-то делать, то все больше компаний осознают необходимость PR и, соответственно, потребность в PR-специалистах растет.

В ответ на это выступление прозвучала реплика из зала, что присланные на практику студенты третьего курса (какого вуза не уточнили) не могут даже факс отправить. В вузе не научили.

Далее «студенческую» тему с неожиданной стороны продолжил Г. Л Тульчинский. (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств). По его мнению, успешным менеджером по связям с общественностью может быть человек, который уже состоялся как специалист, со своим материалом, проблематикой. А бакалавриат для PR —это несерьезно, но «никакого вреда, кроме пользы от этого не будет».

Еще один аспект «студенческой» проблемы: будущие PR-специалисты, в основном, ориентированы на карьеру в области бизнеса. Для этого необходимо иметь представление, хотя бы в общих чертах, что такое коммерческая деятельность. Тем не менее, в вузовских программах по специальности PR таких дисциплин стандартом не предусмотрено, и соответственно, в процессе обучения вопросы бизнеса затрагиваются слабо (или вообще не освещаются).

Следующий пласт проблем, поднятый на конференции был связан с политическим PR. Июнь 2000 года. Выборы прошли и пристальное внимание к этой теме вызывает раздражение у специалистов из коммерческих фирм города: «Что больше говорить не о чем, как о политике? Выборы закончились, работать надо».

Специалист по PR ЗАО «Ниеншанц» Т. Г. Атанасова поставила перед участниками конференции вопрос о количественной оценки качества PR-работы. Существуют ли методики подсчета? Другими словами, как оценить ту пользу, которую специалист по связям с общественностью приносит фирме?

Ф.К. Мурашов, заместитель начальника департамента по связям с общественностью ОАО «Сибирская нефтяная компания» в своем выступлении предъявил претензии вузам, выпускающим специалистов по PR. По его мнению, выпускники совершенно не ориентированы на работу внутри фирмы, а скорее — на внешние навыки. В коммерческих структурах, по его словам, PR рассматривается как один из инструментов управления человеческими ресурсами. Студентов же этому не учат.

Однако вопросы и замечания выступивших практиков остались без ответов…

Неожиданный поворот в ход конференции внесла М. А. Шишкина, декан факультета журналистики СПбГУ. Она заявила о необходимости и целесообразности проведения профессиональной сертификации. Эта тема вызвала большой интерес. Зал загудел. Посыпались вопросы: кто будет сертифицировать? По каким критериям? А кто эксперты? Что дает сертификат? и т. д. Видимо необходимость сертификации в цеху профессионалов в области PR уже назрела.

На конференции было также отмечено, что в настоящее время наиболее востребованы PR-специалисты, обладающие креативным мышлением, творческими способностями. Значение этой составляющей в PR-деятельности будет возрастать — это мнение многих участников конференции, т. к. рынок требует все более сложных разработок в области PR.

В завершении конференции был поднят вопрос об этике, о нравственности, о гражданской позиции специалиста по связям с общественностью.

Конференция показала, что несмотря на то, что проблемы у ее участников разные, все они заинтересованы в том, чтобы профессия «специалист по связям с общественностью» была востребована обществом, уважаема, ценилась и оплачивалась. Наверное, по этой причине и разгорелись бурные дебаты, когда разговор зашел о критериях профессионализма и о стандартах деятельности.

Это вселяет оптимизм и надежду, что PR-специалисты — теоретики и практики все-таки найдут общий язык для пользы дела и во благо своей замечательной профессии.

© PR News, № 1, 2000