Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Что такое «стратегическое управление»?

О том, что такое стратегическое управление, рассказывает Антон Платов, директор по развитию компании PSM Consulting.

Нередко говорят, что стратегическое управление (СУ) компанией — это тот высший уровень работы менеджера, на котором бизнес становится искусством. Действительно, мы знаем из мировой практики, что только сочетание искусства и точного расчета, стремления к переменам и умения поддерживать стабильность может принести успех бизнес-стратегу. Вероятно, именно эта многогранность деятельности добившихся настоящего успеха бизнес-стратегов, изменчивость самих «законов» СУ и стали причиной столь яркого многообразия исследований и публикаций по СУ.

Стратегическое управление — область менеджмента, привлекающее к себе особое внимание специалистов. Только стратегическому формальному планированию (одному из разделов СУ) за последние пятьдесят лет было посвящено около 2000 публикаций. К настоящему времени существует более десяти школ стратегического управления, охватывающих все разнообразие представлений о самой природе СУ — от школ, признающих СУ процессом линейного аналитического планирования, до школ, полагающих формирование стратегии корпорации актом полумистического озарения гениального лидера. Одни только базовые положения этих школ занимают сотни монографий.

Однако в большинстве случаев эти школы формируются людьми, изучающими процессы управления предприятиями, а не управляющими ими. С этим связан тот факт, что очень многое в научном менеджменте оказывается бесполезным для практического использования работающими менеджерами. Так, например, может поразить воображение тот факт, что из упомянутых 2000 публикаций по стратегическому планированию только 30 основаны на реальных фактах о работе крупных корпораций, остальные же представляют собой размышления о том, как должны были бы работать топ-менеджеры, если бы следовали научным принципам.

За полстолетия существования стратегического менеджмента как научной дисциплины новые школы СУ возникали в среднем раз в пять лет, причем нередко «новорожденная» научная школа не просто создавала новые концепции и идеи, но и полностью отвергала концепции школ-предшественниц. Известно немало случаев, когда такая резкая смена одной доктрины другой в научном мире отражалась на столь же резком изменении стиля стратегического управления больших корпораций. Пожалуй, наиболее жаркими были в свое время прения вокруг вопроса о практическом месте линейного планирования в процессе СУ, отразившиеся, например, на коренном изменения четверть века назад политики корпорации General Electric.

В ранних школах СУ планирование строилось как формальное аналитическое действие, в котором высшие менеджеры принимали участие лишь на начальных фазах, а основная работа приходилась на долю плановиков компании. Таким образом, все стратегическое управление сводилось к предельно формализованной деятельности по составлению огромного количества подробнейших планов — от стратегических до низших операционных.

В свое время General Electric обладала самой мощной в мире машиной стратегического планирования, построенной на «четких научных принципах», но появление новых школ СУ (вкупе с реальными недостатками школы планирования) привело к тому, что в начале 1980-х годов руководство этой корпорации приняло решение о постепенном демонтаже этой машины. «Business Week» назвала эти события «кровавой схваткой плановиков и менеджеров». Вице-президент Major Appliances Business Group (одного из подразделений GE) заявил тогда, что «мы вернули себе власть над бизнесом, вырвав его из рук оторванной от жизни бюрократии плановиков». Несомненно, в этом шаге было немало здравого смысла, но результат, пожалуй, оказался не намного лучше того, что имело место до «кровавой битвы»: к 1984 году в Major Appliances не осталось ни одного плановика…

На самом деле, известные случаи провала бизнес-стратегий, выстроенных в рамках тех или иных научных школ СУ, отнюдь не означают, что базовые положения этих школ неверны. Дело, напротив, в том, что стратегический менеджмент вряд ли может быть полноценно описан в рамках какой-либо одной концепции или парадигмы. Каждое из направлений и стилей стратегического управления содержит рациональное зерно, которое может быть применено на практике. Именно такой подход разрабатывают эксперты учебно-консалтинговой компании PSM Consulting, и, создавая новый тренинг по СУ, компания поставила перед задачу собрать эти зерна в одну корзину — вне зависимости от того, «на полях» каких именно школ они взросли. Это, к слову, отражает и основной закон деятельности хорошего бизнес-стратега: видеть возможности вне зависимости от того, лежат ли они на какой-то одной стратегической линии, и использовать их, сочетая, подчас, несочетаемое.

Мы отказались от традиционного для университетских курсов раздельного рассмотрения школ стратегического управления и еще по одной причине. На наш взгляд, различие между ними заключается не столько в разных подходах к самому стратегическому управлению, сколько в акцентуации внимания на разных его процессах или на разных его областях. (Так, например, ранние школы — школа стратегического дизайна и школа формального планирования — явно уделяют слишком много внимания процессу стратегического планирования в ущерб процессу формирования стратегии.) Кроме того, мы ввели в тренинг разделы, посвященные тем стратегически важным областям менеджмента, которые зачастую вообще не рассматриваются в рамках академических школ: стратегическое управление человеческими ресурсами, управление стратегическими изменениями и стратегическими рисками и т. д.

При разработке этого тренинга мы попытались пойти путем, совершенно отличным от академического, стараясь говорить не о том, кто и что думает о стратегическом управлении, а о том, как оно реализуется. Соответственно, нам пришлось нарушить границы всех школ, чтобы создать в рамках тренинга интегральное представление о стратегическом менеджменте в целом. Это рискованное предприятие, однако, мы знаем, что этот риск окупится практической применимостью тех знаний, которые получат прошедшие тренинг менеджеры.

Подробную информацию о компании PSM Consulting и ее тренингах по управлению можно получить на web-сайте компании.

Информационная поддержка — PR News.

© PR News (Санкт-Петербург), № e5, 2002