О том, что такое стратегическое управление, рассказывает Антон Платов, директор по развитию компании PSM Consulting.
Нередко говорят, что стратегическое управление (СУ) компанией это тот высший уровень работы менеджера, на котором бизнес становится искусством. Действительно, мы знаем из мировой практики, что только сочетание искусства и точного расчета, стремления к переменам и умения поддерживать стабильность может принести успех бизнес-стратегу. Вероятно, именно эта многогранность деятельности добившихся настоящего успеха бизнес-стратегов, изменчивость самих «законов» СУ и стали причиной столь яркого многообразия исследований и публикаций по СУ.
Стратегическое управление область менеджмента, привлекающее к себе особое внимание специалистов. Только стратегическому формальному планированию (одному из разделов СУ) за последние пятьдесят лет было посвящено около 2000 публикаций. К настоящему времени существует более десяти школ стратегического управления, охватывающих все разнообразие представлений о самой природе СУ от школ, признающих СУ процессом линейного аналитического планирования, до школ, полагающих формирование стратегии корпорации актом полумистического озарения гениального лидера. Одни только базовые положения этих школ занимают сотни монографий.
Однако в большинстве случаев эти школы формируются людьми, изучающими процессы управления предприятиями, а не управляющими ими. С этим связан тот факт, что очень многое в научном менеджменте оказывается бесполезным для практического использования работающими менеджерами. Так, например, может поразить воображение тот факт, что из упомянутых 2000 публикаций по стратегическому планированию только 30 основаны на реальных фактах о работе крупных корпораций, остальные же представляют собой размышления о том, как должны были бы работать топ-менеджеры, если бы следовали научным принципам.
За полстолетия существования стратегического менеджмента как научной дисциплины новые школы СУ возникали в среднем раз в пять лет, причем нередко «новорожденная» научная школа не просто создавала новые концепции и идеи, но и полностью отвергала концепции школ-предшественниц. Известно немало случаев, когда такая резкая смена одной доктрины другой в научном мире отражалась на столь же резком изменении стиля стратегического управления больших корпораций. Пожалуй, наиболее жаркими были в свое время прения вокруг вопроса о практическом месте линейного планирования в процессе СУ, отразившиеся, например, на коренном изменения четверть века назад политики корпорации General Electric.
В ранних школах СУ планирование строилось как формальное аналитическое действие, в котором высшие менеджеры принимали участие лишь на начальных фазах, а основная работа приходилась на долю плановиков компании. Таким образом, все стратегическое управление сводилось к предельно формализованной деятельности по составлению огромного количества подробнейших планов от стратегических до низших операционных.
В свое время General Electric обладала самой мощной в мире машиной стратегического планирования, построенной на «четких научных принципах», но появление новых школ СУ (вкупе с реальными недостатками школы планирования) привело к тому, что в начале
На самом деле, известные случаи провала бизнес-стратегий, выстроенных в рамках тех или иных научных школ СУ, отнюдь не означают, что базовые положения этих школ неверны. Дело, напротив, в том, что стратегический менеджмент вряд ли может быть полноценно описан в рамках какой-либо одной концепции или парадигмы. Каждое из направлений и стилей стратегического управления содержит рациональное зерно, которое может быть применено на практике. Именно такой подход разрабатывают эксперты учебно-консалтинговой компании PSM Consulting, и, создавая новый тренинг по СУ, компания поставила перед задачу собрать эти зерна в одну корзину вне зависимости от того, «на полях» каких именно школ они взросли. Это, к слову, отражает и основной закон деятельности хорошего бизнес-стратега: видеть возможности вне зависимости от того, лежат ли они на
Мы отказались от традиционного для университетских курсов раздельного рассмотрения школ стратегического управления и еще по одной причине. На наш взгляд, различие между ними заключается не столько в разных подходах к самому стратегическому управлению, сколько в акцентуации внимания на разных его процессах или на разных его областях. (Так, например, ранние школы школа стратегического дизайна и школа формального планирования явно уделяют слишком много внимания процессу стратегического планирования в ущерб процессу формирования стратегии.) Кроме того, мы ввели в тренинг разделы, посвященные тем стратегически важным областям менеджмента, которые зачастую вообще не рассматриваются в рамках академических школ: стратегическое управление человеческими ресурсами, управление стратегическими изменениями и стратегическими рисками и т. д.
При разработке этого тренинга мы попытались пойти путем, совершенно отличным от академического, стараясь говорить не о том, кто и что думает о стратегическом управлении, а о том, как оно реализуется. Соответственно, нам пришлось нарушить границы всех школ, чтобы создать в рамках тренинга интегральное представление о стратегическом менеджменте в целом. Это рискованное предприятие, однако, мы знаем, что этот риск окупится практической применимостью тех знаний, которые получат прошедшие тренинг менеджеры.
Подробную информацию о компании PSM Consulting и ее тренингах по управлению можно получить на web-сайте компании.
Информационная поддержка PR News.