Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

ЯмЩИК, денЩИК, уборЩИК, …пиарЩИК

На специалистов в области связей с общественностью существует большой спрос, но, с другой стороны, у PR-профессии низкий рейтинг. Кто же виноват и что делать? В этом попытались разобраться участники круглого стола «Цветность связей с общественностью — всегда ли им быть черно-белыми?», состоявшегося 26 сентября в библиотеке «клуба виртуальной и прочих реальностей Quo Vadis».

В обсуждении приняли участие и. о. председателя РАСО, декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Марина Шишкина, руководитель PR-агентства «Promaco» Кирилл Семенов, начальник отдела корпоративных СМИ ОАО «Ленэнерго» Евгения Стрельцова, PR-менеджер Центра развития некоммерческих технологий Евгений Мачнев, креативный директор агентства «Арт-фестиваль» Евгений Елисеев.

Кто виноват?

А виноваты общество, СМИ, клиенты и сами PR-специалисты.
PR — вещь не самодостаточная. Он не может быть лучше того общества, в котором существует. А наше общество принимает черный PR и не реагирует на нарушение прав. К тому же, сумма возможного наказания существенно меньше суммы средней прибыли.
Население проявляет аполитичность. Причем на выборы не ходят далеко не «худшие» представители общества, но и, в том числе (по ее собственному признанию), Марина Анатольевна Шишкина.

Что касается вины СМИ, то многое из так называемого «черного пиара» представляет собой неблаговидные журналистские техники.

Клиенты требуют быстрых результатов, зачастую недостаточно разбираясь в специфике PR-работы, забывая о том, что эффективная работа предполагает компромиссы. В некоммерческих организациях (НКО) применение или «одобрение» сомнительных с точки зрения морали технологий зачастую обусловлено просто жизненной необходимостью, поскольку первоочередной задачей НКО является фандрайзинг (привлечение спонсоров). Нет PR — нет организации.

Да и сами PR-специалисты мало заботятся о репутации профессии, не научились ее любить. Пиарщики не хотят заниматься преподавательской работой, в результате студентов учат те, кто и понятия не имеет о практической стороне PR (это явление Евгений Мачнев назвал «красным PR»).

Что же делать?

Ждать, пока общество повзрослеет и повысится общий уровень культуры.
Разбираться во всех проблемах со СМИ на «семейном совете», поскольку мы с ними действительно одна семья.
«Воспитывать» клиентов, даже ценой отказа от некоторых заказов.
Учиться любить профессию и учиться на ошибках.

По меткому выражению Марины Анатольевны Шишкиной, нам повезло, что «рынок был не слишком плотным, и мы имели право на ошибку. Можно было похватать одно, второе, третье блюдо с этого „шведского стола“. Но „шведский стол“ уже заканчивается, пора научиться есть ножом и вилкой, отдавая себе отчет в том, что такое репутация».

Барин, довезем!

Оживленную дискуссию вызвал вопрос об адекватности суффикса «щик» в наименовании профессии. Марина Анатольевна, будучи профессиональным филологом, обратила внимание присутствующих на то, что этот суффикс является атрибутом так называемых «вспомогательных» профессий, таких как ямщик, денщик, уборщик, банщик, и призвала собравшихся отказаться от этого термина. Однако, Евгений Елисеев положительно отозвался об этом наименовании профессии, предложив в качестве принципа PR-работы лозунг «Барин, довезем!». Цель, по его мнению, в большинстве случаев оправдывает средства, мораль же должна быть сведена на уровень «жизнь-смерть». Таким образом, вслед за Остапом Бендером, пиарщикам следует чтить Уголовный кодекс, но и не более того.

В целом, сложилось впечатление, что PR-специалисты готовы великодушно подождать, пока общество, наконец, дозреет до цивилизованных форм профессиональной деятельности, и они, естественным и прекрасным образом, станут экономически выгодными. Мысль же о том, что воспитание того самого общества — это, собственно, наша работа, если и промелькнула, то, к сожалению, не была взята на вооружение.

Евгения Синепол

© PR News (Санкт-Петербург), № e1, 2002