Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

Через тернии к PRофессионализму

Ирина ШекелетоваРецепты нашего читателя Ирины Шелекетовой, PR-менеджера компании «Группа Махаон»

Как получить удовольствие от PR-работы? Прежде всего, необходимо поверить в то, что Вы все знаете, все можете, и что у Вас все получится. Однако, это бывает трудно по нескольким причинам.

Причина первая: нет специального высшего образования

а) Но на этот счет можно привести множество примеров, когда и в журналистике, и в любой другой творческой сфере деятельности успешно работают люди, не имеющие специального высшего образования. Определить свое призвание иногда бывает непросто. Часто судьба сама выводит человека на такую работу, о которой он и помыслить не мог, когда учился в вузе.

б) Многие, кто сейчас работает в области PR, получали высшее образование в то время, когда такая специальность не преподавалась. Они просто не могли выйти PR-специалистами из стен вузов.

в) Любой знает, что опыт гораздо важнее теории. Лучше, конечно, когда есть и то, и другое, но для реальной работы — важнее всего практический опыт, даже если это горький опыт ошибок.

г) Учиться никогда не поздно. Существует множество способов восполнить пробелы в образовании.

Причина вторая: прохладное отношение к PR-специалистам со стороны руководства

а) Руководители часто берут в штат специалиста по PR просто отдавая дань моде.

б) Они плохо понимают, что такое вообще PR, зачем он нужен фирме.

в) Соответственно, нет той степени доверия, которая необходима для создания нормальных условий работы PR-специалиста. Он практически не вовлекается в деятельность фирмы, не говоря уже об управлении предприятием. Редки случаи, когда статус PR-специалиста воспринимается на уровне зам. генерального директора.

Рецепты

1. Не стоит делать скоропалительных выводов, что начальник — «дурак» и ничего в этой жизни не понимает. Всегда необходимо относиться к нему с уважением — раз он смог стать руководителем, то значит не совсем все-таки «дурак». Если начальник ничего не знает про PR, то ему просто об этом никто не рассказывал. Так сделайте это Вы.

2. Начните работу: установите контакты со СМИ, которые могут писать про Вашу фирму, свяжитесь с журналистами, поговорите с ними, узнайте, в чем они заинтересованы, и подумайте, что Вы и Ваша компания может им предложить. Познакомьтесь с ними лично, наладьте переписку, все время спрашивайте о них, немного рассказывайте о себе. Это не мероприятие, это не требует денег — это ваша зарплата. В принципе, такая работа похожа на сюжет из сказки «Маленький принц», когда Принц приручал Лиса. Журналистов нужно к себе приручить — они должны запомнить Ваше имя, причем с положительным оттенком. Для этого не будьте назойливыми, а будьте просто любопытными. Не противопоставляйте себя журналистам, пытайтесь стать коллегами.

3) Все вышесказанное относится и ко всем сотрудникам Вашей фирмы: не противопоставляйте себя коллективу. PR-работу трудно оценить по материальным показателям, поэтому любой sales-менеджер всегда может Вас упрекнуть, что Вы ничего не делаете. Но зато Вашу работу видно — опубликованный материал, вышедший эфир, отпечатанный буклет, корпоративный праздник и так далее. Для всех мил не будешь, и всегда найдутся люди, которые скажут: «ну, что же это буклет с ошибками-то выпустил!». А в буклете всего-то одной запятой не хватает. Не оправдывайтесь! Попробовали бы они это сделать. «Если ты такой внимательный, то прочитай, пожалуйста, в следующий раз все полосы» — сразу отстанет.

4) Несмотря на непонимание руководства, сами относитесь к своей работе серьезно, считайте себя профессионалом. Только не надо «пальцы веером», лучше — без амбиций. Ведите себя как человек, просто хорошо знающий свое дело. Если Вы сами к себе будете так относиться, то в скором времени и мнение окружающих изменится.

5) Постоянно учитесь. Кругом много книг, семинаров, тренингов, каждый день что-нибудь происходит и на Вашей работе: анализируйте — что, как и почему. Почему одно получилось, а другое — нет. Никогда нельзя стоять на месте, т. к. каждый день появляется новый опыт — и Ваш собственный, и опыт других — используйте все. Что касается профессиональных сайтов, журналов, книг, сообществ, форумов — всем интересуйтесь, все читайте, во всем старайтесь участвовать.

6) Не бойтесь задавать вопросы. Где угодно, кому угодно.

Причина третья: на PR-менеджера сваливают много другой работы

Это характерно для любой профессии, но что касается PR, то на этих людей «вешают» и рекламные кампании, и сувенирную продукцию, и разработку фирменного стиля, и организацию выставок, и оформление офиса, и написание речи для директора и так далее. В некоторых фирмах такое совмещение возможно, если, например, статья выходит 1 раз в 2–3 месяца, пресс-релиз рассылается 1 раз в 2–3 недели, буклет делается раз в полгода, выставка — 1 раз в год, да и то маленькая, а директор выступает на конференции редко и все время по одной теме.

Рецепты

1. Хорошо бы все условия оговорить при поступлении на работу и иметь при себе должностную инструкцию. Но это бывает возможно не всегда и не везде. Поэтому главное — самому для себя определить приоритеты, и потом уже именно от них отталкиваться и решать — можете ли Вы что-то сделать еще помимо Вашей основной работы или не можете.

2. Часто бывают перекосы в самих направлениях работы — увлеклись статьями, забыли про пресс-информацию. Организуем семинар, забыли поздравить клиентов с Новым Годом и так далее — это, конечно недопустимо.

Причина четвертая: результат виден не сразу

Рецепты

1) Попробуем обобщить вышесказанное. Трудно оценить эффективность PR, поэтому не отчаивайтесь, если Вы не сможете быстро получить результат. «Любая важная работа, сначала кажется невыполнимой» (Карлайл).

2) Если Вы вдруг отчаялись, Вам кажется что ничего не получается — позвоните коллегам по профессии из другой компании, лучше не конкурентной, встретьтесь, попейте пива, и Вы поймете, что у вас еще все хорошо, а вот у них — действительно беда.

3) Верьте сами в то, что говорите.

Найдите в компании, где Вы работаете что-нибудь хорошее — и об этом рассказывайте сами себе. Любите свою работу — и свое дело, и свой коллектив, и свой «продукт». Полюбите «продукт» своей компании искренне. Иначе Вы обречены на внутренний дискомфорт, когда будете говорить другим, что у Вас хороший продукт, и при этом думать, что обманываете людей. Это очень тягостное чувство. Оно сильно мешает работать вдохновенно и полностью отбивает тягу к творчеству. Не бывает идеальных компаний, не бывает идеальных продуктов. Но в каждом есть что-то хорошее. Как в человеке.

И последнее. Если Вам трудно общаться с людьми или Вы их в принципе не любите, считаете стадом баранов — не занимайтесь PR. Ваше общение выдаст Вас с потрохами в какой-нибудь самый неподходящий момент.

© PR News (Санкт-Петербург), № e4, 2002