Сегодня
Регистрация и продление .RU всегда бесплатно при оплате за год

ПРиживется ль апельсин на ясене?

Итак, в Санкт-Петербурге на Второй Линии Васильевского Острова между Средним и Малым проспектами есть теперь Аллея Пиарщиков. Посадка аллеи состоялась 16 октября 2002 г. Какой же резонанс вызвала у представителей PR-сообщества и СМИ эта акция, направленная, согласно замыслу организаторов, на возвышение имиджа PR-профессии?

Вариации на тему в исполнении СМИ

«И кто догадался проводить мероприятие в такую рань — 9:30 утра? А я-то всегда считал, что приличный пиарщик раньше полудня из дому не выходит — если, конечно, ему за такой подвиг не заплатят. Но эти люди оказались особыми, — поделился своими впечатлениями участник акции Павел Дьяконов, корреспондент журнала „Город“ в своем репортаже „Могут ли бананы расти на ясене?“, — вообще, происходящее было переполнено символичностью. Можно сказать, истинное лицо пиара: красиво и романтично, но бессмысленно и неправда…»

Интернет-портал www.plutovstvo.ru заподозрил в происходящем намек на что-то нечистое: «не важно, состоится посадка аллеи или нет, главное, чтобы состоялось обсуждение этой темы в СМИ. Особенно, в преддверии выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Вспомним, что до и после полетов в высокие космические дали советские космонавты и их иностранные коллеги усиленно усаживали зелеными насаждениями целые аллеи. И, соответственно, если выборы в ЗаКС Санкт-Петербурга приравниваются по тяжести перегрузок к космическому полету, то что же будет перед выборами в ГосДуму или президентской кампанией? Российский избиратель сегодня — это существо, весьма схожее с инопланетянином. Российского избирателя трудно обнаружить и еще более трудно понять.

Так не является ли открытие аллеи Пиарщиков в Петербурге началом подготовки космического полета самого удачливого на сегодня российского PR-плута? А что, будем там устанавливать контакт с инопланетным разумом точно также, как здесь с избирателями, „возвышать имидж PR профессии“!» («В Санкт-Петербурге открывается аллея пиарщников. Кто-то из политтехнологов собрался в космос?», 14.10.02).

«Не приживутся апельсины на Ваське, пусть даже и хрустальные, как бы их ни „пиарили“, — уверяла организаторов акции и всех своих читателей редакция газеты „Деловой Петербург“, — Озеленительную инициативу могли бы подхватить и другие профессиональные гильдии. Засадить Петербург аллеями по профессиям — и сразу решатся проблемы с озеленением.. Чем, скажите, плоха аллея Банкиров или Бухгалтеров? И как мила будет сердцу чиновника аллея Госслужбы! Однако, деревья живут хоть и долго, но не вечно. Каждый год чиновники сажают аллеи. Каждый год петербургские ветра валят деревья. Падучие деревья не только увечат людей, ломают технику и рушат недвижимость, но портят парадный вид 300-летнего Петербурга…» («В Петербурге насадят кусочек ПИАРА», ДП2, № 182 от 15.10.2002)

Сколько людей — столько ясеней

Тем не менее, Аллея пиарщиков посажена. Новую Аллею открывает ясень, «плодоносящий» апельсинами — символ яркости, свежести и креативности участников Конкурса. В финале акции под ним был торжественно захоронен гнилой банан, символизирующий в свою очередь, черный пиар, коему более не должно быть места в нашем городе. Седьмое дерево от апельсинового — это дерево PR-студентов Петербурга, собственноручно посаженное теми из них, кто принял участие в акции. Остальные деревья теперь растут на Аллее благодаря Жюри Регионального тура Конкурса: Григорию Тульчинской, Алексею Чечулину, Лазарю Залманову, Инне Малиновской, Алексею Афонину Ольге Алашеевой, а также представителям клуба Red Club и журнала «100 дорог».

Инициаторами акции выступили Оргкомитет Регионального отборочного тура Всероссийского Конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный Апельсин» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и продюсерская группа «Маскарад».

«Как Вы относитесь к идеи создания в Санкт-Петербурге Аллеи пиарщиков?» — с этим вопросом мы обратились к участникам акции и наблюдателям:

Григорий Тульчинский, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, член Жюри Регионального тура Конкурса:
Идея прекрасная. Место замечательное: газон напротив гимназии, тротуар, мощеный цветной керамикой… Теперь в Пиарбурге (коим является с момента основания наш город) появилось место, где можно принимать клятвы, посвящать неофитов. Одно вот только… На то дерево, что посадил я, повесили табличку — «Потехина». Пришлось мне сажать еще одно. Пиар есть пиар.

Алексей Чечулин, заведующий кафедрой PR Российского государственного университета им. Герцена, профессор, член Жюри Регионального тура Конкурса:
Это была красивая идея. И студенты, и профессора, и руководители PR-служб с редким энтузиазмом, достойным лучших времен, орудовали настоящими лопатами, утаптывали настоящую землю, забыв о своей красивой и чистой обуви. Апельсины как маленькие солнышки на фоне серого неба сияли на свежепосаженных деревьях. А с каким детским восторгом серьезные господа и дамы — члены жюри и оргкомитета кромсали лопатами несчастный банан, захоранивая его в качестве символа черного PR. Навсегда запомню, что на второй линии Васильевского острова стоят ясени, посаженные дружным коллективом петербургских пиарщиков — людей, способных на полезные для общества дела.

Мария Буданова, специалист отдела маркетинга и системных исследований ООО «НТЦ ПРОТЕЙ», участница Конкурса-2001:
В этом видна двойная польза: и в городе появятся новые зеленые островки, и PR прочно «пустит корни» в Санкт-Петербурге. Мне представляется, что здесь был продемонстрирован принцип созидания, заложенный в профессии специалиста по связям с общественностью. Как в известной поговорке, которая утверждает, что мужчина должен вырастить дерево, воспитать сына и построить дом, так и в пиаре — начало серьезного и плодотворного пути положено. Деревья посадили, осталось дом PR построить, но это уже вопрос будущего…

Лазарь Залманов, заместитель Генерального директора по общественным связям ОАО «ЛОМО», член Жюри Регионального тура Конкурса:
Сама идея понравилась, потому и принял участие. А вот то, как мы работали — не очень. Видимо, не совсем неправа была газета «Деловой Петербург», когда в редакционной статье «проехалась катком» по нашей акции накануне события. Но ведь мы же не чиновники. Хотелось бы, чтобы в следующий раз пришедшие на подобное мероприятие сначала как следует поработали, а затем уже «потусовались» и «покрасовались». Мне показалось, что основная масса пришедших (а особенно, к моему удивлению, молодежь) пришла именно для второго и особенно для третьего. Надеюсь, что подобные статьи станут хорошей школой для будущих и начинающих PR-практиков при подготовке мероприятий. Собственно, и для бывалых, тоже.

Евгения Синепол, исполнительный директор Конкурса:
Если я о чем и жалею, так это о том, что идея была не моя. Ее автор — зам. ген. директора продюсерской группы «Маскарад» Илья Цуладзе. Он же взял на себя огромную долю организационных хлопот. Теперь в Петербурге появилось место, где можно будет с полным правом провести еще не одну интересную акцию. Деревья — это нечто живое и надолго. Я вижу в этом только плюсы. И, по-моему, было бы совсем неплохо, если бы и другие профессиональные сообщества последовали совету редакции «Делового Петербурга» и нашему примеру.

Евгения Синепол

© PR News (Санкт-Петербург), № e2, 2002